Соболева Оксана Николаевна Валуйский район, п. Уразово 2008 г программа - страница 3

^ Сценическое движение – 15 часов

  1. Основы акробатики.

Теория: Основы акробатики, работа с равновесием, работа с предметами. Техника безопасности.

Практическая работа: Продолжение работы над разминкой плечевого пояса: «Ветряная мельница», «Миксер», «Пружина», «Кошка лезет на забор». Тренинг «Тележка», «Собачка», «Гусиный шаг», «Прыжок на месте». Сценические падения : падения вперед согнувшись, падение назад на спину.

Формы проведения занятий: групповые.

Приёмы и методы: метод ступенчатого повышения нагрузок, метод плотных нагрузок, метод взаимообучения.

Дидактический материал: маты или акробатические дорожки

Форма подведения итогов: этюды

^ 5.2. Обучение танцу и искусству танцевальной импровизации.

Теория: Контрастная музыка: быстрая, медленная, веселая грустная. Сюжеты некоторых танцев. Особенности их движений. Элементы современного танца. Обучение танцу и искусству танцевальной импровизации.

Практическая работа: Учебно-тренировочная работа: универсальная разминка, тренировка суставно-мышечного аппарата, разучивание основных движений под музыку. Упражнения на вокально-двигательную координацию. Элементы разных по стилю танцевальных форм.

Позиции рук, позиции ног. Разучивание разминки плечевого пояса: «Ветряная мельница», «Миксер», «Пружина», «Кошка лезет на забор». Основные элементы бального танца «Венский вальс»: вальс – простая перемена (левый квадрат, правый квадрат), левый и правый поворот, фигура перемена направлений ( правая и левая). Кружева. Волчок. Приблизительная схема танца на 8 тактов.

Формы проведения занятий: групповые.

Приёмы и методы: метод ступенчатого повышения нагрузок, метод плотных нагрузок, метод взаимообучения.

Дидактический материал: маты или акробатические дорожки

Форма подведения итогов: Составление и разучивание танцевальной композиции с выученными элементами.


6. Работа над пьесой – 66 часов

^ 6.1. Пьеса – основа спектакля

Теория: Особенности композиционного построения пьесы: ее экспозиция, завязка, кульминация и развязка. Время в пьесе. Персонажи- действующие лица спектакля.

Практическая работа: работа над выбранной пьесой, осмысление сюжета, выделение основных событий, являющихся поворотными моментами в развитии действия. Определение главной темы пьесы и идеи автора, раскрывающиеся через основной конфликт. Определение жанра спектакля. Чтение и обсуждение пьесы, ее темы, идеи. Общий разговор о замысле спектакля.

Формы проведения занятий: практические

Приёмы и методы: метод ступенчатого повышения нагрузок, метод игрового содержания, метод импровизации.

Дидактический материал: индивидуальные карточки с упражнениями по теме.

Форма подведения итогов: анализ пьесы

^ 6.2. Текст-основа постановки.

Теория: Повествовательный и драматический текст. Речевая характеристика персонажа. Речевое и внеречевое поведение. Монолог и диалог.

Практическая работа: работа по карточкам «от прозы к драматическому диалогу», «Сфера диалога и сфера игры», «Кто это сказал?», «Создание речевых характеристик персонажей через анализ текста», , выразительное чтение по ролям, расстановка ударение в тексте, упражнения на коллективную согласованность действий, отработка логического соединения текста и движения. Основная этюдно-постановочная работа по ролям

Формы проведения занятий: практические

Приёмы и методы: эвристический, проблемный

Дидактический материал: индивидуальные карточки с упражнениями по теме.

Форма подведения итогов: составление таблицы «История про…, который…».

^ 6.3. Театральный грим. Костюм.

Теория: Отражение сценического образа при помощи грима. Грим как один из способов достижения выразительности: обычный, эстрадный, характерный, абстрактный. Способы накладывания грима.

Практическая работа: Приемы накладывания грима. Создание эскизов грима для героев выбранной пьесы. Накладывание грима воспитанниками друг другу.

Формы проведения занятий: творческие лаборатории

Приёмы и методы: эвристический, объяснительно-иллюстративный

Дидактический материал: гримировальный набор, жирный крем, тональный крем, помада, гуммоз, пудра, различные кисти, ватные тампоны, бумажные салфетки, альбомы, краски, карандаши.

Форма подведения итогов: создание эскизов более сложного грима.

^ 6.4.Театральный костюм.

Теория: Костюм – один из основных элементов, влияющих на представление об образе и характере. Костюм «конкретизированный» и «универсальный». Цвет, фактура.

Практическая работа: создание эскизов костюмов для выбранной пьесы.

Формы проведения занятий: творческие лаборатории

Приёмы и методы: эвристический, объяснительно-иллюстративный

Дидактический материал: иллюстрации из книг, фотографии, альбомы, краски, карандаши.

Форма подведения итогов: рефераты на тему: «Эпохи в зеркале моды».

^ 6.5. Репетиционный период.

Практическая работа: Соединение сцен, эпизодов; репетиции в декорациях, с реквизитом и бутафорией, репетиции в костюмах, репетиции с музыкальным и световым оформлением, сводные репетиции, репетиции с объединением всех выразительных средств. Генеральная репетиция.

Формы проведения занятий: репетиции

Приёмы и методы: метод импровизации, метод полных нагрузок.

Форма подведения итогов: премьера (первый показ спектакля на зрителя). Обсуждение премьерного спектакля (участвуют все актеры, все службы).

7. Мероприятия и психологические практикумы-12 часов.

Теория: Знакомство с методикой проведения и организации досуговых мероприятий. Тематическое планирование, разработка сценариев.

Практическая работа. Участие в подготовке досуговых мероприятий внутри учреждения. Выявление ошибок Оформление газеты «В мире театра».

Форма проведения занятия: вечера, праздники, конкурсы.

Приёмы и методы: эвристический, метод полных нагрузок

Дидактический материал : сценарии.

Формы подведения итогов: Совместное обсуждение и оценка сделанного.


8. Экскурсии – 9 часов.

Экскурсии в краеведческие музеи, в храмы посёлка, в природу.


9. Итоговое занятие – 3 часа

Теория: Викторина по разделам программы обучения за год.

Практическая работа: упражнения на коллективную согласованность; этюды на оправдание заданных словесных действий; чтецкие работы по курсу «Художественное слово».

Форма проведения занятия: экзамен-выступление.

Приёмы и методы: создание ситуации достижения и успеха.

Дидактический материал : текст викторины.

Формы подведения итогов: экзамен, самоанализ деятельности.

Учебно-тематический план (3-й год обучения)

№ п.п

Разделы программы и темы занятий

В том числе

Всего

Теория


Практика

1.


Вводное занятие.


Цели и задачи обучения. Учебный план. Перспектива творческого роста.

Показ литературно-музыкальной композиции для воспитанников 1-го года.

3

2.



История театра. Театр как вид искусства.

Страницы истории театра: средневековый площадной театр.

Школьные театры. Знакомство с жизнью и творчеством М. Щепкина, П. Мочалова и др.

Разыгрывание сценок, импровизации в духе средневековых театральных жанров.

Заочная экскурсия по современным театрам.

Подготовка воспитанниками рефератов.

42


3.



Актерская грамота.



Проявление индивидуальности человека в особенностях общения. Расширение сферы знаний о закономерностях действий. Знакомство с логикой межличностного общения.

Этюды на удерживание настойчивости.

Упражнения на перевоплощение путем изменения логики взаимодействия с партнером.

Упражнение «Я играю так, потому что …»

48

4.


Художественное чтение

Многообразие индивидуальных форм выступления. Чтецкий номер в концерте. Разнообразие художественных приёмов литературы.

Отработка навыка правильного дыхания при чтении и сознательного управления речеголосовым аппаратом (диапазоном голоса, его силой и подвижностью». Создание композиций путём сокращения текста.

18


5.


Сценическое движение.

Основы акробатики, работа с равновесием, работа с предметами. ТБ. Обучение танцу и искусству танцевальной импровизации.

Сценическая акробатика, универсальная разминка, танцевальные композиции.

15


6.



Работа над пьесой


Повествовательный и драматический текст. Речевая характеристика персонажа. Анализ пьесы, чтение и обсуждение. Образы героев.

Выразительное чтение по ролям. Определение сквозного действия роли. Репетиции. Показ спектакля.

69

7.


Мероприятия и психологические практикумы.







12

8.

Экскурсии

Правила ТБ




9

9.

Итоговое занятие




Подведение итогов за прошедший год. Планы на будущий. Поход в лес. Песни у костра.

3




ИТОГО:







216



^ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

(3-й год обучения)


1.Вводное занятие. – 3 часа

Теория: Цели и задачи обучения. Учебный план. Перспектива творческого роста.

Практика: Показ литературно-музыкальной композиции для воспитанников 1-го года обучения..

Форма проведения занятия: выставка, мини-конференция.

Приемы и методы: создание ситуации успеха, наглядный, словесный, игровой.

Дидактический материал: выставочные экспонаты, фото, иллюстрации.

Формы подведения итогов: анкетирование, беседа.

2. История театра. Театр как вид искусства - 42 часа

^ 2.1. Страницы истории театра: средневековый площадной театр.

Теория:. Актер средневекового театра, его религиозный смысл. Актер средневекового театра, синтетический характер искусства «профессиональных развлекателей». Символика и условность оформления средневекового спектакля. Связь театра со средневековой литературой и изобразительным искусством. Трансформации традиций средневекового театра в современных театрализованных празднествах (карнавалах, маскарадах, шествиях).

Практическая работа: Знакомство с искусством средневековой Европы по иллюстрациям и слайдам, по описаниям театральных представлений. Разыгрывание сценок, импровизации в духе средневековых театральных жанров. Подготовка этюдов «Средневековый театр». Просмотр видеофильмов с карнавалами, маскарадами.

Формы проведения занятий: групповые занятия по усвоению новых знаний.

Приёмы и методы: эвристический, метод импровизации.

Дидактический материал: карточки с раздаточным материалом, литература по теме, видеофильмы.

Форма подведения итогов: разыгрывание мистерии.

^ 2.2. Страницы истории театра: Театры, где играют дети.

Теория: Судьба школьного театра в России. Первый русский просветитель – Симеон Полоцкий. «Потешная палата», «Комедиальная храмина». Школьный театр Славяно-греко-латинской академии. Детское театральное движение 80-х гг. XX в. Современные школьные театры.

Практическая работа: Знакомство по иллюстрациям и фотографиям с устройством зрительного зала и оформлением сценической площадки русских театров. Заочная экскурсия по современным театрам.

Формы проведения занятий: групповые занятия по усвоению новых знаний.

Приёмы и методы: метод игрового содержания, наглядный, объяснительно-иллюстративный,

Дидактический материал: литература, фотографии, DVD, CD – диски.

Форма подведения итогов: блиц-опрос.

^ 2.3. Гении русской сцены.

Теория: Знакомство с жизнью и творчеством М.Щепкина, П.Мочалова, В.Каратыгина..

Практическая работа: самостоятельная подготовка воспитанниками рефератов на тему.

Формы проведения занятий: устный журнал.

Приёмы и методы: поисковый, эвристический, метод взаимообучения, объяснительно-иллюстративный.

Дидактический материал: литература по теме, фотографии, DVD, CD – диски.

Форма подведения итогов: создание папки-накопителя «Гении русской сцены».

^ 2.4. Великие русские драматурги.

Теория: Знакомство с жизнью и творчеством Н. Островского и других драматургов.

Практическая работа: самостоятельная подготовка воспитанниками рефератов на тему.

Формы проведения занятий: устный журнал.

Приёмы и методы: поисковый, эвристический, метод взаимообучения, объяснительно-иллюстративный.

Дидактический материал: литература по теме, фотографии, DVD, CD – диски.

Форма подведения итогов: создание папки-накопителя «Гении русской сцены».

3. Актерская грамота - 48 часов

^ 3.1. Средства актёрского искусства.

Теория: Проявление индивидуальности человека в особенностях общения. Расширение сферы знаний о закономерностях действий. Знакомство с логикой межличностного общения. Борьба в межличностном общении как условие сценической выразительности.

Практическая работа: Этюды на удерживание настойчивости. Упражнения на перевоплощение путем изменения логики взаимодействия с партнером. Упражнение «Я играю так, потому что …». Просмотр и прослушивание музыки и видеоклипов. Работа над одной ролью (одним отрывком) всех студийцев. Упражнения на коллективную согласованность действий (одновременно, друг за другом, вовремя). Воспитывающие ситуации «Что будет, если я буду играть один..». Превращения заданного предмета с помощью действий во что-то другое (индивидуально, с помощниками).

Формы проведения занятий: беседы, игровые формы.

Приёмы и методы: метод полных нагрузок, метод игрового содержания, метод импровизации.

Дидактический материал: карточки с упражнениями и этюдами..

Форма подведения итогов: анализ практической деятельности.


^ 3.2. Актер и его роли.

Теория: Проявление основных характерологических особенностей человека в особенностях логики построения взаимодействий с партнером (параметры общения). Значение постоянной работы над совершенствованием техники в творчестве актера.

Практическая работа: упражнения на коллективную согласованность действий (одновременно, друг за другом, вовремя); Этюды на выразительность подачи одного из параметров межличностного общения: соотношение сил, интересов, инициативности, претенциозности или поглощения делом., или Большое зеркало». Выполнение этюдов, упражнений- тренингов. Упражнение: «Я сегодня – это …»

Формы проведения занятий: игровые, практические.

Приёмы и методы: метод полных нагрузок, метод игрового содержания, метод импровизации.

Дидактический материал: карточки с заданиями.

Форма подведения итогов: Анализ работы своей и товарищей.

3.3. Импровизация.

Теория: Роль импровизации, взаимосвязь импровизации с техническими навыками в репетиционной работе. Мизансцены спектакля. Импровизация и точность выполнения установленных мизансцен.

Практическая работа: Выполнение этюдов, упражнений- тренингов. Анализ работы своей и товарищей. Этюды на пословицы, крылатые выражения, поговорки, сюжетные стихи, картины – одиночные, парные, групповые, без слов и с минимальным использованием текста.

Формы проведения занятий: беседы, игровые формы, занятия-зачёт.

Приёмы и методы: метод полных нагрузок, метод игрового содержания, метод импровизации.

Дидактический материал: карточки с заданиями.

Форма подведения итогов: анализ работы своей и товарищей.


4.Художественное чтение – 18 часов

    1. Индивидуальные формы выступления

Теория: Многообразие индивидуальных форм выступления. Чтецкий номер в концерте. Мелодекламация. Литературная композиция и монтаж. «Театр одного актера».

Практическая работа: Отработка навыка правильного дыхания при чтении и сознательного управления речеголосовым аппаратом (диапазоном голоса, его силой и подвижностью».Упражнения на рождение звука: «Бамбук», «Корни», «Тряпичная кукла», Резиновая кукла», «Фонарь», Антенна», «Разноцветный фонтан». Основы сценической «лепки» фразы (логика речи). Понятие о фразе. Естественное построение фразы.

Формы проведения занятий: групповые

Приёмы и методы: метод ступенчатого повышения нагрузок, метод игрового содержания, метод импровизации.

Дидактический материал: индивидуальные карточки с упражнениями по теме.

Форма подведения итогов: Исполнение текста, демонстрирующего владение «лепкой» фразы.

    1. ^ Разнообразие художественных приемов литературы.

Теория: Многообразие групповых форм выступления. «Поэтический театр», «Синяя блуза», «Агитбригада», капустник.

Практическая работа: Создание композиции путем сокращения текста с сохранением основной темы, идеи, главных героев. Соединение различных по содержанию, форме, стилю, ритму фрагментов литературных произведений.

Формы проведения занятий: групповые, игровые, занятие – зачёт.

Приёмы и методы: метод ступенчатого повышения нагрузок, метод игрового содержания, метод импровизации.

Дидактический материал: индивидуальные карточки с упражнениями по теме.

Форма подведения итогов: капустник ко Дню театра.


  1. 2725630396360422.html
    2725919045263542.html
    2726001367072943.html
    2726091558061703.html
    2726150059365248.html