§ Дипломатия и дипломатическая служба Царева честь. Переговоры, компромиссы. Принципы дипломатического ремесла - страница 14




*Дата праздника объявляется ежегодно особо.

242 :: 243 :: 244 :: 245 :: 246 :: 247 :: 248 :: Содержание

249 :: 250 :: 251 :: 252 :: 253 :: Содержание

Приложение № 15

^ ОСОБНЯК МИД РФ

(ул. Спиридоновка, 17)

Историческая справка

Особняк МИД РФ и участок земли, на котором он стоит, принадлежат к числу памятных мест Москвы. С ними связана жизнь и деятельность многих замечательных людей, оставивших заметный след в жизни страны.

Район, где ныне расположена Спиридоновка, стал заселяться сравнительно поздно. До середины XVI века это была сельская местность. К северо-западу от нее лежали обширные поля, от которых идет название пересекающего улицу Вспольного переулка. На одной из сторон нынешней улицы были болота.

К началу XVII века на этом месте появились постройки городского типа. В 1633 году здесь была построена каменная церковь Спиридона-Чудотворца. По имени церкви и улица стала называться Спиридоновкой.

Это название улица сохраняла в течение трех с лишним столетий, вплоть до 1945 года, когда ее переименовали в улицу Алексея Толстого, в одном из домов которой он провел последние годы жизни. С 1994 года вернулось прежнее название улицы.

В конце XVIII века на Спиридоновке жили большей частью мелкие чиновники, офицеры, священники. Но среди домовладельцев были и представители служилой знати. Земельный участок, на котором стоит особняк, принадлежал отцу графа Воронцова - русского посла в Англии.

Строения на улице, не исключая и домов знати, были сплошь деревянные. В московский пожар 1812 года все они сгорели. После изгнания из Москвы французской армии, в самом конце 1812 года, Воронцов продал свою землю на Спиридоновке Ивану Ивановичу Дмитриеву - известному поэту-баснописцу.

В 1814 году архитектор А.Л. Витберг построил здесь для И.И. Дмитриева красивый особняк в классическом стиле. Дом Дмитриева на Спиридоновке стал чем-то вроде московского "литературного клуба".

У Дмитриева бывали поэты Е.А. Баратынский, В.А. Жуковский, К.Н. Батюшков, друг A.C. Пушкина П.А. Вяземский, прославленный поэт-партизан 1812 года Денис Давыдов, A.C. Пушкин, его дядя Василий Львович Пушкин.

В 1832 году навестил Дмитриева Н.В. Гоголь, в ту пору автор пока одних только "Вечеров на хуторе близ Диканьки". В 1835 году их знакомство возобновилось. В августе этого года в доме И.И. Дмитриева Гоголь читал друзьям свою еще не напечатанную комедию "Женитьба". На чтении присутствовал знаменитый московский актер М.С. Щепкин.

И.И. Дмитриев, которого высоко ценил В.Г. Белинский, был в самой гуще литературной и научной жизни России. Он состоял членом

249


Российской академии и многих научных обществ. Современники считали его "достопримечательностью" старой столицы "наряду с Иваном Великим".

После смерти Дмитриева в его доме в 1842 году поселился Николай Тимофеевич Аксаков - брат известного писателя.

В 1893 году Александр Николаевич Аксаков продал дом и сад Дмитриева Зинаиде Григорьевне Морозовой - жене Саввы Тимофеевича Морозова, богатейшего купца, одного из совладельцев известной на всю страну Никольской мануфактуры в Орехово-Зуеве, где было занято свыше 17 тыс. рабочих.

Морозовы сломали уже изрядно обветшавший к тому времени дом Дмитриева и воздвигли на его месте и ныне стоящий здесь дом в причудливом стиле, построенный по проекту известного московского архитектора Ф.О. Шехтеля1.

Здание расположено в глубине участка и отгорожено от улицы металлической ажурной оградой с коваными воротами и калиткой. Свободная композиция особняка построена вокруг углового башнеобразного объема. Фасады здания решены в стиле английской готики. Главного фасада в традиционном понимании нет. Все фасады живописно и динамично подготавливают кульминационную точку: башню с огромными окнами, в первом этаже которой размещается столовая, во втором - кабинет. Во двор здание обращено раскрытыми крыльями двух корпусов, на торцах которых расположены террасы, а в центре находится открытая площадка - перрон, связывающая здание с садом.

План здания логичен и тщательно продуман. Парадные, жилые, деловые и служебные помещения объединены в изолированные друг от друга группы. В полуподвале сосредоточены служебные помещения. В первом этаже расположенного параллельно улице крыла размещались жилые комнаты хозяев, детские и столовая; в перпендикулярном ему корпусе, имеющем всего один этаж, находились парадные помещения, зал и две гостиные. Оба корпуса соединяются между собой вестибюлем, аванзалом и парадной лестницей. Она ведет на второй этаж, где в полной изоляции друг от друга находятся приемная и кабинет, биллиардная и запасные комнаты. Последние не имеют непосредственного доступа к парадной лестнице и сообщаются с первым этажом с помощью двух небольших внутренних лестниц.

Богатство и многообразие пространственных построений позволяют архитектору трактовать интерьеры как смену эффектных картин, меняющихся по мере движения по дому. Вестибюль ведет в светлый аванзал,

250


откуда открываются перспективы отделанного искусственным мрамором белоколонного зала, большой гостиной с панно художника Богаевского и расположенной далее малой гостиной с панно Врубеля. По другую сторону аванзала - площадка парадной лестницы с витражом и скульптурной группой работы Врубеля, большая столовая с камином и массивной, цвета старого серебра, люстрой2.

Из большой столовой открывается вид на анфиладу комнат, перспектива которых заканчивается будуаром с окнами, декорированными ажурными металлическими решетками, за которыми виден сад. Другая дверь из большой столовой ведет в коридор, расчлененный сомкнутыми сводами с нервюрами и изящными фонарями.

Помещения особняка поражают разнообразием применяемых приемов, говорящих о неистощимой фантазии архитектора и его внимании ко всем мелочам архитектурного убранства. Все детали тщательно прорисованы и решены индивидуально для каждого помещения. В отделке используются ценные породы дерева, мрамор, бронза, позолота, хрусталь, декоративные ткани, живописные панно и витражи.

Интерьеры особняка демонстрируют характерные для Шехтеля слияние красоты и удобства, цельность общего замысла и многообразие тонко и любовно выполненных предметов, богатство цветовой гаммы, широкое использование в архитектуре изобразительных искусств в сочетании с применением новых для того времени материалов и конструкций.

В этом особняке в течение 12 лет (1893-1905) жил Савва Тимофеевич Морозов - миллионер, фабрикант, меценат. Человек острого ума, разносторонних интересов и прогрессивных взглядов, Савва Морозов был близок со многими замечательными людьми своего времени - Л. Андреевым, А.П. Чеховым, А.М. Горьким, Н.Э. Бауманом, Л.Б. Красиным, К.С. Станиславским, В.М. Немировичем-Данченко, которые неоднократно бывали в его особняке на Спиридоновке. Интересные

251


воспоминания о Савве Морозове оставили А.М. Горький в очерке "Савва Морозов", К.С. Станиславский в книге "Моя жизнь в искусстве", А.Н. Тихонов (Александр Серебров) в книге "Время и люди". Савва Морозов умер в 1905 г. в Каннах.

Вдова Саввы Морозова в 1915 году продала дом на Спиридоновке московскому банкиру и промышленнику миллионеру Рябушинскому.

Во владении Рябушинского особняк на Спиридоновке оставался вплоть до Великой Октябрьской революции, когда он был национализирован, а его бывший владелец бежал во время революции за границу.

С установлением советской власти здание использовалось различными советскими организациями. С 1918 по 1923 год в нем размещался Губернский продовольственный комитет.

8 декабря 1918 г. здесь происходил Московский губернский съезд Советов, комитетов бедноты и районных комитетов РКП(б). Обсуждались вопросы о перевыборах волостных и сельских советов в губернии, о международном положении. Во время выступления Е.М. Ярославского по второму вопросу в зале появился В.И. Ленин. Владимир Ильич попросил слово. В своей речи он остановился на вопросах международного положения молодой Советской Республики.

С начала 20-х годов дом используется как представительский особняк Министерства иностранных дел СССР, а с 1991-го - РФ. В 20-е и 30-е годы в нем проходили важные международные совещания и встречи на высоком уровне, проводились некоторые мероприятия для дипломатического корпуса.

Активнее особняк стал использоваться в период Великой Отечественной войны и в послевоенный период. В 1943 году здесь состоялось Московское совещание министров иностранных дел СССР, США и Великобритании. В 1944 году в этом доме проходили встречи на высшем уровне с участием У. Черчилля, генерала де Голля. В 1944-1945 годах в особняке были подписаны соглашения о перемирии с Румынией, Финляндией, Болгарией и Венгрией.

В 1955-1956 годах здесь проходили переговоры о восстановлении дипломатических отношений между СССР и ФРГ, между СССР и Японией.

Во второй половине 40-х годов и в первой половине 50-х в особняке проходили крупные приемы по поводу различных торжеств с участием дипломатического корпуса.

В 60-е годы в особняке проводились важные переговоры министра иностранных дел СССР с иностранными государственными деятелями, а также были подписаны или парафированы многие крупнейшие международные договоры, соглашения, конвенции, подписывались протоколы о сдаче на хранение ратификационных грамот (Договор о запрещении испытаний ядерного оружия, Договор об использовании космического пространства в мирных целях, Договор о нераспространении ядерного оружия, Соглашение о спасении космонавтов, Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения и многие другие).

В 1966 и 1973 годах здесь проходили совещания министров иностранных дел ряда социалистических стран.

252


Особняк используется также для представления глав диппредстави-тельств главам государств, находящимся в РФ с официальным визитом. Здесь состоялось представление иностранных послов императору Эфиопии Хайле Селассие I, шахиншаху Ирана Мохаммеду Реза Пехлеви, президенту Иракской Республики Аль-Бакру, президенту Сирийской Арабской Республики Хафезу Асаду и другим.

В особняке на Спиридоновке, 17, проводятся другие встречи с высокими иностранными представителями, здесь организуется разнообразная представительская работа с дипломатическим корпусом в Москве.

253




1Ф.О. Шехтель был одним из наиболее талантливых московских архитекторов того времени. Будучи модернистом, Шехтель довольно свободно соединял стиль "модерн" с любыми стилями. Так, например, стоящее поныне здание Ярославского вокзала на Каланчевской (ныне Комсомольской) площади выполнено им отчасти и в "русском" стиле. Он принимал участие в постройке гостиницы "Метрополь", построил для миллионера Рябушинского особняк на Малой Никитской, дом 6, ему принадлежит и внутреннее оформление здания Художественного театра в Камергерском переулке. За постройку русского павильона на Международной выставке в Глазго (Англия) в 1898 г. Ф.О. Шехтелю было присвоено звание академика архитектуры.
2Некоторые элементы интерьера.

1.В архитектуре особняка, выполненного в стиле "модерн", преобладает английская готика. Однако Большой мраморный зал выполнен в стиле позднего классицизма. Мебель в стиле ампир изготовлена по чертежам России в начале XIX в.
2.Большая гостиная. Стиль рококо. Первоначально стены были обиты штофом. В 1912 г., очевидно по заказу Рябушинского, художником Богаевским были выполнены три панно (виды Восточного Крыма, стилизованные в духе классицистического пейзажа XVII в.). Названия повторяются: "Утро", "Полдень", "Вечер". Часть мебели гостиной - в стиле Людовика XV, обита гобеленом "пастушка". Фарфоровые вазы - работы Русского императорского завода (XVIII в).
3.Каминный зал.

4.Красный кабинет.

5.Скульптурная группа "Роберт и Бертрам" у основания лестницы, ведущей на 2-й этаж, выполнена в романтическом духе Средневековья. В какой-то степени сюжет перекликается с оперой Мейербера "Роберт-Дьявол" - танец злых духов (после того, как злой дух Бертрам соблазнил доброго рыцаря Роберта осквернить святыню в монастыре). Есть сведения, что в изготовлении скульптуры Врубелю помогали художники Коровин и Кончаловский.

249 :: 250 :: 251 :: 252 :: 253 :: Содержание
2728568720426450.html
2728711611665847.html
2728826697185999.html
2728947615970609.html
2729282931028297.html