Голубков Е. П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика - страница 20

^ 4.10. Разработка форм для сбора данных 4.10.1. Измерения в маркетинговых исследованиях
Для сбора данных разрабатываются анкеты (вопросники). Инфор­мация для их заполнения собирается путем проведения измерений. Под измерением понимается определение количественной меры или плотно­сти некоей характеристики (свойства), представляющей интерес для ис­следователя. Измеряются характеристики некоторых объектов (потреби­тели, марки продуктов, магазины, реклама и т.п.). Как только была опре­делена некоторая характеристика для выбранного объекта, говорят, что объект был измерен по данной характеристике. Легче измеряются объек­тивные свойства (возраст, доход, количество выпитого пива и т.п.), чем субъективные свойства (чувства, вкусы, привычки, отношения и т.п.). В последнем случае респондент должен перевести свои оценки на шкалу плотности (на некоторую числовую систему), которую должен разрабо­тать исследователь.

Измерения можно провести с помощью различных шкал. Выделя­ют четыре характеристики шкал: описание, порядок, расстояние и нали­чие начальной точки.

Описание предполагает использование единственного дескриптора, или опознавателя, для каждой градации в шкале. Например, «да» или «нет»; «согласен» или «не согласен»; возраст респондентов.

Порядок характеризует относительный размер дескрипторов («больше, чем», «меньше, чем», «равен»). Не все шкалы обладают харак­теристиками порядка. Например, нельзя сказать больше или меньше «покупатель» по сравнению с «непокупателем».

Такая характеристика шкалы, как расстояние, используется, когда известна абсолютная разница между дескрипторами, которая может быть выражена в количественных единицах. Респондент, который купил три пачки сигарет, купил на две пачки больше по сравнению с респондентом, купившим только одну пачку. Следует отметить, что когда существует «расстояние», то существует и «порядок». Респондент, купивший три пачки сигарет, купил их «больше, чем» респондент, приобретший только две пачки. «Расстояние» в данном случае равно двум.

Считается, что шкала имеет начальную точку, если она имеет един­ственное начало или нулевую точку. Например, возрастная шкала имеет истинную нулевую точку. Однако не все шкалы обладают нулевой точкой для измеряемых свойств. Часто они имею только произвольную ней­тральную точку. Скажем, отвечая на вопрос о предпочтительности опре­деленной марки автомобиля, респондент сказал, что он не имеет мнения. Градация «не имею мнения» не характеризует истинный нулевой уровень его мнения.

Каждая последующая характеристика шкалы строится на предыду­щей характеристике. Таким образом, «описание» является наиболее базо­вой характеристикой, которая присуща любой шкале. Если шкала имеет «расстояние», она также обладает «порядком» и «описанием».

Выделяют четыре уровня измерения, определяющих тип шкалы измерений: наименований, порядка, интервальный и отношений. Их от­носительная характеристика дается в табл. 4.6.

^ Таблица 4.6

Характеристика шкал различного типа

Уровень измерений




Характеристики шкал




описание

порядок

расстояние

наличие начальной точки

Шкала наименований


*

Шкала порядка


*


*




Интервальная шкала


*


* *




Шкала отношений


*


* *


*


^ Шкала наименований обладает только характеристикой описания; она ставит в соответствие описываемым объектам только его название, никакие количественные характеристики не используются.

Объекты измерения распадаются на множество взаимоисключаю­щих и исчерпывающих категорий. Шкала наименований устанавливает отношения равенства между объектами, которые объединяются в одну категорию. Каждой категории дается название, численное обозначение которого является элементом шкалы. Очевидно, что измерение на этом уровне всегда возможно. «Да», «Нет» и «Согласен», «Не согласен» явля­ются примерами градаций таких шкал. Если респонденты были расклас­сифицированы по роду их деятельности (номинальная шкала), то это не дает информацию типа: «больше, чем», «меньше, чем». В табл. 4.7 приво­дятся примеры вопросов, сформулированные как в шкале наименований, так и в других шкалах.



Продолжение табл. 4.7




В. Шкала интервалов


1. Пожалуйста, проранжируйте каждую марку товара с точки зрения его

качества:

Марка

Рейтинг (обведите одну из цифр)

Очень низкое Очень высокое

«Монблан»

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

«Паркер»

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

«Кросс»

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10


2. Укажите степень вашего согласия со следующими заявлениями, обведя одну из цифр:

Заявление

Сильно не согласен Сильно согласен

а. Я всегда стремлюсь делать выгодные покупки

1

2

3

4

5

б. Я люблю проводить время вне дома

1

2

3

4

5

в. Я люблю готовить

1

2

3

4

5


3. Пожалуйста, проранжируйте автомобиль «Понтиак Транс-Ам» по следующим характеристикам:

Медленный разгон ______ _______ ______ ______


_______

Быстрый разгон

Хороший дизайн ______ _______ _______ ______

Плохой дизайн

Низкая цена ______ _______ _______ ______

Высокая цена


Г. Шкала отношений

1. Пожалуйста, укажите ваш возраст____лет

2. Приблизительно укажите, сколько раз за последний месяц вы делали покупки в дежурном магазине в интервале времени от 20 до 23 часов





3. Какова вероятность того, что при составлении завещания вы прибегнете к помощи юриста _______ процентов


^ Шкала порядка разрешает ранжировать респондентов или их отве­ты. Она имеет свойства номинальной шкалы в сочетании с отношением порядка. Иными словами, если каждую пару категорий шкалы наимено­ваний упорядочить относительно друг друга, то получится порядковая шкала. Для того чтобы шкальные оценки отличались от чисел в обыден­ном понимании, их на порядковом уровне называют рангами. Например, частоту покупки определенного товара (раз в неделю, раз в месяц или чаще). Однако такая шкала указывает только относительную разницу между измеряемыми объектами.

(Зачастую предполагаемого четкого различения оценок не наблю­дается и респонденты не могут однозначно выбрать тот или иной ответ, т.е. некоторые соседние градации ответов накладываются друг на друга. Такую шкалу называют полуупорядоченной; она находится между шка­лами наименований и порядка.)

^ Интервальная, шкала обладает также характеристикой расстояния между отдельными градациями шкалы, измеряемого с помощью опреде­ленной единицы измерений, т.е. используется количественная информа­ция. На этой шкале уже не бессмысленны разности между отдельными градациями шкалы. В данном случае можно решить, равны они или нет, а если не равны, то какая из двух больше. Шкальные значения признаков можно складывать. Обычно предполагается, что шкала имеет равномер­ный характер (хотя это предположение требует обоснования). Например, если оцениваются продавцы магазина по шкале, имеющей градации: чрезвычайно дружественен, очень дружественен, в известной мере дру­жественен, в известной мере недружественен, очень недружественен, чрезвычайно недружественен, то обычно предполагается, что расстояния между отдельными градациями являются одинаковыми (каждое значение от другого отличается на единицу — см. табл. 4.7).

^ Шкала отношений является единственной шкалой, имеющей нуле­вую точку, поэтому можно проводить количественное сравнение полу­ченных результатов. Такое дополнение позволяет вести речь о соотноше­нии (пропорции) а:b для шкальных значений а и b. Например, респон­дент может быть в 2,5 раза старше, тратить в три раза больше денег, ле­тать самолетом в два раза чаще по сравнению с другим респондентом (табл. 4.7).

Выбранная шкала измерений определяет характер информации, которой будет располагать исследователь при проведении изучения ка­кого-то объекта. Кроме того, она предопределяет, какой вид статистиче­ского анализа можно или нельзя использовать.

При использовании шкалы наименований возможно нахождение частот распределения, средней тенденции по модальной частоте, вычис­ление коэффициентов взаимозависимости между двумя или большим числом рядов свойств, применение непараметрических критериев про­верки гипотез [10].

Среди статистических показателей на порядковом уровне пользу­ются показателями центральной тенденции — медианой, квартилями и др. Для выявления взаимозависимости двух признаков используются ко­эффициенты ранговой корреляции Спирмена и Кендэла.

Над числами, принадлежащими интервальной шкале, можно про­изводить довольно разнообразные действия. Шкалу можно сжать или растянуть в любое число раз. Например, если шкала имеет деления от 0 до 100, то, разделив все числа на 100, получим шкалу со значениями из интервала от 0 до 1. Можно сдвинуть всю шкалу так, чтобы ее составляли числа от -50 до +50.

Кроме рассмотренных выше алгебраических операций, интерваль­ные шкалы допускают все статистические операции, присущие порядко­вому уровню; возможны также вычисления средней арифметической, дисперсии т.д. Вместо ранговых коэффициентов корреляции вычисляется коэффициент парной корреляции Пирсона. Может также быть рассчитан множественный коэффициент корреляции.

Все перечисленные выше расчетные операции применимы также для шкалы отношений.

Надо иметь в виду, что полученные результаты всегда можно пере­вести в более простую шкалу, но никогда наоборот. Например, градации «сильно не согласен» и «в какой-то мере не согласен» (интервальная шкала) легко перевести в категорию «не согласен» шкалы наименований.


2736988980914969.html
2737076098371804.html
2737210536764971.html
2737350561580042.html
2737440626633239.html