С. Гринберг Управление стрессом - страница 13


Общение

В дополнение к освоению навыков более настойчивого поведения и эффективно­го разрешения конфликтов сейчас вы сможете ознакомиться и с другими комму­никативными навыками, которые помогут вам улучшить отношения с родными, друзьями и коллегами, что в свою очередь снизит влияние стресса.

^ Невербальная коммуникация

Понаблюдайте за позами своих сокурсников. Во время интересной лекции или работы корпус большинства из них, вероятно, наклонен в сторону лектора или центра группы. Во время скучных занятий они, наоборот, будут отклоняться от лектора или группы. Мы называем это языком тела. Информация, предоставляе­мая языком тела, зачастую говорит больше слов. Когда люди затрудняются выра­жать свои мысли или чувства вербально, язык тела становится единственной формой общения, которую можно использовать.

Мы все признаем важность невербального общения, так как мы улыбаемся, когда здороваемся, почесываем голову, когда смущены или затрудняемся с от­ветом, и обнимаем близкого человека, чтобы выразить свою любовь. Есть мно­жество фраз, описывающих наше невербальное поведение, например «не падай духом», «держись молодцом», «я не перевариваю его», «у него слабый харак­тер», «я лишен дара речи», «он поймал ее взгляд» («бросился ей в глаза»), «ру­ки как крюки» и «у меня от этого мороз по коже». Мы выражаем понимание и любовь, отвращение и равнодушие мимикой и жестами. Мы даем людям понять, что заинтересованы в них, просто глядя им в глаза, или, как павлин, демонстри­рующий свое оперение, проявляем нашу сексуальность с помощью одежды, по­ходки и позы [1].

^ Вербальная коммуникация

К сожалению, язык жестов можно неверно истолковать. Следовательно, если вы полагаетесь только на невербальную коммуникацию при выражении своих чувств и мыслей, вы рискуете быть непонятым. Если же другой человек рассчитывает проявить свои чувства с помощью невербальной коммуникации, вам нужно уточ­нить, правильно ли вы его поняли. Без такой проверки на соответствие реальности другой человек, воспринимающий все неверно, может полагагь, что коммуника­ция осуществляется нормально. Например, представьте, что мужчина и женщина на своем первом свидании начинают обниматься, целоваться и ласкать друг друга

после просмотра кинофильма. Дыхание женщины учащается, и мужчина, принимая это за знак сексуального возбуждения и интереса, торопится, требует продолже­ния. Когда женщина внезапно высвобождается и жалуется, что мужчина слиш­ком нетерпелив, он приходит в замешательство. В данном случае проблема за­ключается в неправильной интерпретации, нежели в несовместимости. Быстрое дыхание, которое мужчина принял за знак возбуждения, было в действительно­сти знаком нервного напряжения. Если бы у этих людей была более эффективная вербальная коммуникация, они прояснили бы ситуацию с самого начала. Вместо этого они зашли в тупик: он смущен, а она возмущена. Проверьте свое понимание языка тела кого-либо, усовершенствуйте свою коммуникацию, максимально со-гласуя между собой невербальные и вербальные сигналы.

^ Планирование времени на общение

Одним из обычных препятствий, мешающих общению, можно назвать телевизор. Зачастую мы так заняты его просмотром, что не находим времени поговорить с теми, кто нас окружает. Чтобы улучшить свою межличностную коммуникацию, необходимо планировать время для разговоров. При определении времени целе­сообразно сделать следующее.

1. Выделить для общения достаточно времени, чтобы оно было содержатель­ным.

2. Отключить телефон и не позволять другим людям мешать вам.

3. Принимать все свои чувства и право их выражать с помощью слов. Напри­мер, столь же уместно сказать: «Я сержусь, когда...», как: «Я потрясен, ко­гда...»

4. Рискните и откройте свои истинные мысли и чувства. Не ждите, пока дру­гой человек догадается, каковы они.

5. Начинайте дискуссии, понимая, что их цель — улучшить ваши взаимоотно­шения.

Слушание

Этот совет кажется очевидным, и все же, как выяснилось, когда мы обсуждали те­му разрешения конфликта, он часто игнорируется. Слушание и перефразирова­ние (активное слушание) полезно в обычном разговоре так же, как и во время конфликта. Все мы можем многое выиграть при слушании. Старайтесь уделить больше внимания этому аспекту вашей коммуникации.

^ Начало с согласия

Вы удивитесь, насколько лучше будете общаться с теми, с кем вы не согласны, ес­ли начнете свой разговор с обсуждения вопроса, по которому ваши точки зрения совпадают. Конечно, для этого вы должны внимательно слушать, так чтобы вы­явить то, с чем вы можете согласиться. Например, если вы спорите о том, кто бу­дет мыть посуду, вы можете начать разговор так: «Я согласен (согласна) с"тем, что посуда должна быть вымыта». Если вы смотрите и слушаете внимательно, вы все­гда можете найти точку соприкосновения — то, в чем вы согласны со своим собе­седником.

«И», а не «но»

Слово «но» как старательная резинка: оно уничтожает все, что ему предшество­вало. Когда кто-либо говорит: «Да, ваши потребности нуждаются в удовлетворе­нии, но...», то имеет в виду: «Ваши нужды могут быть важными в тот или иной момент времени, но давайте забудем о них, потому что я собираюсь сказать вам о том, что действительно важно». Другими словами, значимость ваших нужд ни­велируется. Обращайте внимание на то, как люди используют слово «но», и вы получите действительное понимание того, как они общаются. Проследите за тем, как вы сами используете слово «но»!

Заменить слово «и» на «но» так просто и вместе с тем так трудно. «И» не отме­няет все то, что предшествовало, а добавляет что-либо к этому. «Ваши нужды важны, и...» означает, что мы не обесцениваем ваши потребности, мы только рас­сматриваем их вместе с тем, что будет обсуждаться дальше. Используйте больше «и» и меньше «но».

^ Местоимение «я»

Слишком часто мы стараемся заставить других людей вести себя или думать так, как мы. Те, естественно, обижаются, так же как и мы обижаемся, когда кто-либо пытается заставить нас вести себя или думать так, как он. Часть этой проблемы связана со словами, которые мы используем при общении. Помните пример анке­ты DESC, заполненной студенткой, которую хотели заставить работать по суббо­там? Если нет, перечитайте этот пример сейчас снова и отметьте, что форма выра­жения ее настойчивого ответа включает множество местоимений «я». Например, она не говорит: «Когда вы хотели, чтобы я работала по субботам...» Она говорит: «Когда я узнала, что я должна буду работать по субботам...» Таким образом, она концентрируется не на поведении начальника, а на ситуации. Соответственно, у начальника нет необходимости занимать оборонительную позицию, и поэтому они могут лучше обсудить и разрешить ситуацию. Когда мы говорим «вы», мы за­ставляем другого человека чувствовать, чго он или она подвергается критике и должен защищаться. Когда мы говорим «я», мы сосредоточиваемся на своих чув­ствах, убеждениях и мнениях. Не чувствуя необходимости обороняться, другой человек, скорее всего, выслушает нас. Резульгат — более конструктивное общение.

^ Избегайте вопросов «почему»

Так же как с утверждениями, содержащими «вы» вместо «я», вопросы, которые начинаются с «почему», вынуждают другого человека защищаться. Вопрос «По­чему вы ушли так рано?» заставляет другого человека оправдываться. Кроме то­го, вопросы с «почему?» часто маскируют критику. Вопрос «Почему ты не уделил мне больше времени?» может быть задан с целью получения ответа, но значи­тельно чаще он является утверждением: «Ты проводишь со мной слишком мало времени!»

^ Управление временем

Одна из задач, с которой мы зачастую не справляемся, — правильное управление своим временем. В действительности сущестиуют эффективные техники, позво­ляющие им правильно распоряжаться. Потраченное время не вернешь. Если мы

тратим его впустую, то должны помнить, что не существует банка, где мы можем забрать его назад. Примириться с неизбежностью смерти — значит осознать, что наше время ограничено. Исходя из этого осознания и вероятности, что вы хотели бы лучше организовывать свое время (я еще никогда не встречал кого-либо, кто бы не признавал открыто эту необходимость), далее представлена техника, кото­рая призвана помочь использовать время более эффективно.

^ Оценка того, как вы проводите время

В качестве первого шага к управлению временем нужно проанализировать, как вы проводите свое время сейчас. Чтобы сделать это, разделите свой день на пят­надцатиминутные сегменты. Затем запишите, что вы делаете каждые пятнадцать минут (табл. 6.2). После этого проанализируйте этот журнал регистрации потра­ченного времени и просуммируйте время, потраченное на каждый вид деятельно­сти в течение дня. Например, вы можете обнаружить, что проводите 3 часа у теле­визора, 1 час — занимаясь физическими упражнениями, 1 час — за учебой и 2 часа уходит на покупки. Следующий шаг — оценка такого использования времени. Вы можете прийти к выводу, что проводите слишком много времени у телевизора и слишком мало времени за учебой. Основываясь на полученных результатах, ре­шайтесь на изменения, но будьте конкретны. Например: «Я буду смотреть теле­визор только 1 час и 2 часа уделю домашнему заданию». Хороший способ — составить договор с самим собой, который будет включать вознаграждение за успехи.

^ Описание суточной активности

Таблица 6.2

Время

Актив­ность

Время

Актив­ность

Время

Актив­ность

Время

Актив­ность

12:00




6:00




12:00




6:00




12:15




6:15




12:15




6:15




12:30




6:30




12:30




6:30




12:45




6:45




12:45




6:45




1:00




7:00




1:00




7:00




1:15




7:15




1:15




7:15




1:30




7:30




1:30




7:30




1:45




7:45




1:45




7:45




2:00




8:00




2:00




8:00




2:15




8:15




2:15




8:15




2:30




8:30




2:30




8:30




2:45




8:45




2:45




8:45




3:00




9:00




3:00




9:00




3:15




9:15




3:15




9:15




3:30




9:30




3:30




9:30










3:45




9:45




3:45




9:45







4:00




10:00




4:00




10:00







4:15




10:15




4:15




10:15







4:30




10:30




4:30




10:30







4:45




10:45




4:45




10:45







5:00




11:00




5:00




11:00







5:15




11:15




5:15




11:15







5:30




11:30




5:30




11:30







5:45




11:45




5:45




11:45







^ Установление целей

Самая важная вещь, которую вы можете сделать, чтобы управлять временем, — это установить цели на день, неделю, месяц, год и более продолжительный срок. Если у вас нет четкого представления о своей конкретной цели, вы будете неспо­собны спланировать, как к ней прийти. Использование времени должно быть ва­ми организовано таким образом, чтобы до предела увеличить шансы достижения своих целей.

^ Таблица 6.3 Краткое описание деятельности

Деятельность

Общее время, затраченное на деятельность

Разговор по телефону

2 часа

Общение

2 часа

Учеба дома

1 час

Телевизор

3 часа

Тренировка (физические упражнения)

1 час

Покупки

2 часа

Работа по дому

2 часа

Занятия в классе

5 часов

Сон

б часов

^ Определение приоритетов

Как только вы определите свои цели, вам нужно расставить приоритеты с учетом степени их важности. Сконцентрируйтесь на тех делах, которые нужно выпол­нить в первую очередь, а другие отложите на более поздний срок. Сосредоточь­тесь на главном, а второстепенному уделиге внимание позднее. Чтобы облегчить себе задачу, составьте А, Б, В списки.

В списке А будут те дела, которые должны быть выполнены в первую очередь; их невыполнение крайне нежелательно. Например, если вам необходимо прове-

сти исследование в соответствии с заключенным договором, срок которого закан­чивается сегодня, вы можете пойти в библиотеку, чтобы выполнить свое обяза­тельство. Соответственно посещение библиотеки будет в списке А.

В списке Б будут те виды деятельности, которые вы хотели бы сделать сегодня и которые должны быть выполнены. Однако если они не будут выполнены сего­дня, это не страшно. Например, если вы собираетесь позвонить близкому другу, вы можете включить звонок в список Б. Ваше намерение — позвонить сегодня, но если у вас не хватит на это времени, вы всегда можете позвонить завтра или через день.

В список В включите те дела, которые вы хотели бы сделать, если у вас будут выполнены все дела из списков А и Б. Если дела из этого списка никогда не будут выполнены, из-за этого ничего не случится. Например, если в универмаге прово­дится распродажа и вы хотели бы сходить на нее, включите ее посещение в спи­сок В. Если вы сделаете все из списков А и Б, то вы можете себе это позволить, ес­ли нет — это не будет большой потерей.

Кроме того, вы должны составить список того, чего желательно не делать. На­пример, если вы не собираетесь смотреть телевизор, вы можете включить это в свой список «нежелательных дел». Таким образом, у вас будет напоминание не смотреть телевизор сегодня. Другие занятия, на которые бессмысленно тратить время, также должны быть включены в этот список.

^ Составление расписания

Когда вы определите приоритеты, касающиеся дел и целей, вы можете спланиро­вать их выполнение в течение своего дня. Когда вы пойдете в библиотеку? Когда в магазин? Не забудьте включить в расписание время на отдых.

^ Максимальное увеличение доходов

При составлении графика своей занятости следует помнить о том, что, по мне­нию специалистов в области управления временем, мы получаем 80% доходов от тех видов деятельности, которые занимают всего лишь 20% нашего времени, и наоборот, мы получаем лишь 20% наших доходов от тех видов деятельности, ко­торые занимают 80% нашего времени. Из этого следует вывод, что нам следует выявить те виды деятельности, которые занимают 20% нашего времени и прино­сят 80% доходов, заниматься ими в первую очередь и лишь потом переходить к другим делам. Вы можете максимально увеличить свои доходы путем правиль­ной организации своего времени. *

^ Умение сказать «нет»

У меня есть друг, который говорит: «Ты что, хочешь сказать, что я не должен делать всего, что я хочу делать?» Он имеет в виду, что перегружает себя большим количеством дел, которыми он хочет заниматься, и это заканчивается тем, что он чувствует себя перегруженным. Из-за чувства вины, беспокойства о том, что другие могут подумать о нас, или настоящего желания заняться той или иной Деятельностью нам тяжело от чего-либо отказываться. А, Б, В списки и расплани­рованные дела помогут определить, как много времени остается для других заня­тий, и позволят легче сказать «нет».

^ Поручение дел исполнителям

Когда возможно, отдавайте другим те дела, которые должны быть сделаны, но ко­торые не требуют вашего личного внимания. И наоборот, избегайте брать ту до­полнительную работу, которую другие пытаются поручить вам. Это не значит, что вы должны использовать других людей, чтобы они выполняли работу, кото­рую должны делать вы, или что вы не выручаете других, когда они об этом про­сят. Я предлагаю лишь быть более избирательным относительно той или иной деятельности. Другой путь — обращаться за помощью, когда у вас не хватает вре­мени и наблюдается явная перегруженность делами. Помогать другим имеет смысл только тогда, когда они действительно нуждаются в этом, а вы в этот мо­мент располагаете свободным временем.

^ Оценка ситуации сразу

Многие из нас открывают свою почту, читают ее и откладывают в сторону, чтобы предпринять какие-либо действия позже. Например, я нередко получаю опросные листы от какого-нибудь студента-выпускника, занимающегося исследованием стресса. Как правило, я откладываю анкету в сторону и заполняю ее позже. Одна­ко это потеря времени. Возвращаясь к ней позже, я снова буду тратить время на ознакомление с ней. Если возможно, занимайтесь делами сразу. Это значит, стал­киваясь с задачей в первый раз, будьте готовы сразу же завершить над ней работу.

^ Обращение с циркулярными документами

Другой путь обращения с анкетами — выбрасывать их в мусорный ящик. Как ча­сто вы получаете «пустую» корреспонденцию, которая адресована «жителю» (это понятно из надписи на конверте)? Вместо того чтобы знакомиться с ее содержа­нием, мы должны сразу ее выбросить. В противном случае мы тратим время на то, чтобы открыть конверт и читать чепуху.

^ Ограничение перерывов во времени

В течение дня нас постоянно отрывают от дел. Учитывая это, мы должны остав­лять время для незапланированных перерывов. Не делайте свое расписание на­столько плотным, чтобы какие-либо перерывы заставляли вас волноваться. С дру­гой стороны, постарайтесь свести эти перерывы к минимуму. Существует не­сколько путей, с помощью которых вы можете этого добиться. Вы можете не от­вечать на телефонные звонки в определенные часы. Попросите своего товарища по комнате, мужа (жену) или ассистента принимать сообщения и просить позво­нить позже. Делайте то же самое с посетителями. Любого, кто вас навещает, по­просите вернуться в другое удобное для вас время или перенести визит на более поздний срок. Если вы серьезно задумываетесь о лучшем использовании своего вре­мени, вам неизбежно придется воспользоваться некоторыми из этих средств ог­раничения перерывов во времени. Придерживайтесь составленного расписания настолько точно, насколько это возможно.

^ Инвестирование времени

Суть управления временем заключается в ton, что сначала вы должны «вложить» время, чтобы выиграть ог правильного использования его впоследствии. Те, кто посещает мои курсы или семинары, часто говорят: «У меня нет времени органи-

зовать себя тем образом, как вы предлагаете». В этом заключается парадокс. Тем, кто чувствует, что у них нет времени спланировать свое время, возможно, прихо­дится тратить больше времени, чем тем, кто чувствует, что у них есть время. Не совсем понятно? Хорошо, позвольте мне объяснить это иначе: если вы настолько заняты, что у вас даже нет времени для составления расписания своих дел и опре­деления приоритетов, это уже само по себе свидетельствует о том, что вам не хва­тает умений и навыков по управлению временем. Время, потраченное на себя са­мого, принесет дивиденды, давая вам возможности достичь большего в том, что по-настоящему важно для вас.

^ Сеть социальной поддержки

Как уже упоминалось ранее, одним из защитных факторов, которые предотвра­щают недомогания или болезни, связанные со стрессом, является социальная поддержка. Социальная поддержка — это чувство причастности, чувство приня­тия, чувство того, что тебя любят, чувство того, что ты нужен «сам по себе, а не потому, что ты можешь что-то сделать» [2]. Другими словами, это значит, что у вас есть люди, с которыми вы действительно можете поговорить, которых вы считаете близкими и с которыми вы можете разделить свои радости, проблемы, опасения и любовь. Социальная поддержка может проявляться в разных формах. Матих и Симе [3] выделяют три разных вида социальной поддержки: 1) матери­альная (например, деньги или машина напрокат); 2) эмоциональная (например, любовь или забота); 3) информационная (факты или советы). Хауз добавляет четвертый тип поддержки — оценочную. Это предоставление человеку информа­ции о его жизни с целью повышения его самооценки [4]. Социальная поддержка может оказываться членами семьи, друзьями, возлюбленными или кем-либо дру­гим, кто может предоставить то, что описывалось выше.

Существуют две гипотезы о способах оказания социальной поддержки, чтобы помочь кому-либо справиться со стрессом [5]. Первая — теория прямого влия­ния — рассматривает поддержку как способ предотвращения основополагающего влияния стрессоров. Например, поддержка, полученная в форме информации или совета, может помочь вам в выборе работы и избежания ненужного стресса. Вторая теория — теория накопления стресса — утверждает, что социальная под­держка полезна после пережитого стресса, для предотвращения негативных по­следствий того или иного события. Например, вы можете потерять свою работу. Но ваши друзья и члены вашей семьи помогут вам не упасть духом после этого. Каплан [6] выдвигает иное утверждение: группа социально активных граждан по­могает личности мобилизовать ее психологические ресурсы и справиться с эмо­циональными нагрузками; она разделяет задачи и затем обеспечивает человека необходимыми деньгами, материалами, инструментами, делится необходимыми навыками и рекомендациями, как лучше адаптироваться к существующей ситуа­ции. Она помогает индивидууму лучше справляться со стрессорами и спокойнее к ним относиться.

Здравый смысл, говорит о том, что социальная поддержка помогает предотвра­тить воздействие стрессоров и возникновение негативных последствий. Я добро­вольно вызвался провести месячный семинар по управлению стрессом для роди­телей, временно проживающих в доме Рональда Макдональда в Вашингтоне,

D.C. (округ Колумбия). В этом доме живут семьи с тяжелобольными детьми, ко­торые проходили курс лечения в местных больницах. Большинство семей, живу­щих в доме, — это семьи военных, приехавших для лечения детей издалека, часто из других стран, или из удаленных штатов США. Так или иначе, все находятся достаточно далеко от родственников и друзей. Социальная поддержка, оказывае­мая семьям, находящимся в доме, штатом сотрудников и другими семьями бес­ценна. Действительно, когда мы проводим оценку семинарам по управлению стрессом, которые я проводил там, родители заявляют, что больше всего они це­нят возможность общаться с другими семьями, переживающими подобную стрес­совую ситуацию. Вы, вероятно, также посчитаете достаточно ценной возмож­ность поговорить о своих проблемах и стрессорах с друзьями и родственниками. Возможно, вы даже не осознавали, что обладали социальной поддержкой.

Было обнаружено, что социальная поддержка влияет на несколько парамет­ров, связанных со здоровьем и болезнями. Беременные женщины с хорошей со­циальной поддержкой вне зависимости от количества набранных жизненных со­бытий имели в 3 раза меньше осложнений, чем беременные женщины со слабой социальной поддержкой [7]. Было обнаружено, что у женщин, которые пережи­вали сильный стресс, но получали моральную поддержку близких людей, разви­валась меньшая депрессия, чем у женщин, переживающих жизненный стресс, но не имеющих таких взаимоотношений [8]. У безработных мужчин с высокой соци­альной поддержкой был более низкий уровень холестерина в сыворотке крови, меньше симптомов болезни и эмоциональных реакций, чем у безработных муж­чин с низкой поддержкой [9].

Данные последних исследований согласуются с этими более ранними резуль­татами. Например, когда расписание занягий у студентов было изменено, чтобы усилить привязанность к наставникам и кураторам, достигаемая за счет этого со­циальная поддержка привела к повышению академических показателей [10]. Бы­ло установлено, что поддержка, получаемая от других, также помогает отсрочить или избежать развития ИБС [И]. Больные иеланомой, участвовавшие в шести­недельной группе поддержки, подверглись лишь половине всех негативных по­следствий, которые испытали на себе остальные больные, не участвовавшие в группе [12]. И наоборот, недостаток социальной поддержки, испытываемый муж­чинами, больными СПИДом, приводил к повышению у них уровня стресса [13]. Интересное наблюдение было сделано Соломоном [14], который представил дан­ные о том, что одинокие солдаты более склонны к развитию стресса в боевых условиях. Соломон рекомендовал выявлять одиноких солдат на ранних этапах, а их офицерам и товарищам оказывать им социальную поддержку. Совершенно оправданно такое же раннее выявление одиночества среди студентов колледжа, что позволяет оказывать им адресную социальную поддержку. Для осуществле­ния этих мероприятий следует привлечь университетский центр здоровья, кон­сультативный центр или учебную часть.

Что касается социальной поддержки, то туг нужно учитывать существование разницы между мужчинами и женщинами. Исследователи обнаружили, что в то время как мужчины при столкновении со стрессором готовы к реакции борьбы или бегства, женщины склонны к реакции «приближения и сближения» [15]. То есть при столкновении со стрессором жепшдн тянет «приблизиться» к детям и близким (защитить их) и поиску поддержки у других женщин. Это усваивается

ими с детства. Мальчики меньше тянутся за поддержкой, вместо этого они боль­ше времени тратят на физические упражнения, телевизор или компьютер [16].

Чтобы определить уровень своей социальной поддержки, заполните следую­щую анкету, разработанную Дуайтом Дином. Для каждого утверждения выбери­те одну из следующих букв:

А — полностью согласен;

Б — согласен;

В — сомневаюсь;

Г-не согласен;

Д — решительно не согласен.

1. Иногда я чувствую себя самым одиноким в мире.

2. Я беспокоюсь о будущем сегодняшних детей.

3. Друзья приглашают меня в гости не так часто, как мне бы хотелось,

4. Цель часто оправдывает средства.

5. Большинство людей редко чувствуют себя одинокими.

6. Иногда у меня возникает ощущение, что другие люди используют меня.

7. Представления людей меняются так быстро, что я не уверен, можно ли во­обще на что-либо полагаться.

8. Как и всегда, сейчас настоящих друзей найти легко.

9. Воспитание ребенка — это огромная ответственность.

10. Все относительно, и не существует каких-либо определенных правил, по которым можно было бы жить.

11. Любой человек всегда может найти друзей, если он дружелюбен.

12. Я часто задумываюсь, в чем же действительно заключается смысл жизни.

13. Я ничего не могу сделать для предотвращения крупномасштабной войны.

14. Мир, в котором мы живем, в целом — дружелюбное место.

15. Существует так много решений, которые нужно принимать, что иногда я совершенно теряюсь.

16. Единственная вещь, в которой все могут быть уверены сегодня, — это то, что никто ни в чем не может быть уверен.

17. Сейчас существует мало надежных связей между людьми.

18. Существует небольшой шанс для продвижения по службе, пока человеку не повезет.

19. При таком большом количестве религий, которое есть сейчас, никто по-на­стоящему не знает, в кого верить.

20. Мы сегодня так жестко скованы различными нормами и правилами, что огра­ничены в своих возможностях.

21. Мы всего лишь винтики в механизме под названием «жизнь».

22. Люди по своей природе дружелюбны и готовы помочь.

23. Будущее выглядит очень мрачным.

24. У меня не получается навещать друзей так часто, как мне бы хотелось.

Источник: Dwight Dean, «Alienation: Its Meaning and Measurement*, American Sociological Review 26 (1961): 753-58. •



Вам доступны позитивные, здоровые отношения. Общение, которое возни­кает в результате таких отношений, может помочь предотвратить заболева­ния или болезни, к которым приводит стресс

Количественная оценка позволяет измерить несколько показателей отчужде­ния, один из которых — уровень социальной лоддержки. Высокие показатели со­циальной изоляции указывают на низкую социальную поддержку, и наоборот. Ниже приведены девять пунктов, образующих подшкалу социальной изоляции, и баллы для этих пунктов.

Вопрос

Перевод в баллы

1

А-4, Б-3, В-2, Г- 1.Д-0

3

А-4, Б-3, В-2, Г- 1.Д-0

5

А-0, Б-1, В-2, Г - 3, Д - 4

8

А-0, Б-1, В-2, Г-З.Д-4

11

А-0, Б-1, В~2,Г-3,Д-4

14

А- 0, Б-1.Б-2, Г-З.Д-4

17

А-4, Б-3, В-2, Г-1.Д-0

22

А-0, Б-1, В-2, Г-З.Д-4

24

А-4, Б-3, В-2, Г-1.Д-0

Ваш общий результат может варьировать от 0 до 36 баллов. Чем выше ваш по­казатель, тем более социально изолированным вы себя считаете, тем менее эф­фективной вы считаете оказываемую вам социальную поддержку. Нуждаетесь ли вы в улучшении своих взаимоотношений с социально активными гражданами?

Развитие системы социальной поддержки — это сложный процесс, и потребу­ется целая книга, чтобы описать его. Тем не менее техника разрешения конфлик-

тов и навыки уверенного поведения, описанные в этой главе, внесут свой вклад в улучшение взаимоотношений. И один из ключей к развитию сети социальной поддержки — быть открытым и проявлять заботу о других.

Положительные, здоровые взаимоотношения установить достаточно легко. Социальная поддержка, получаемая от этих взаимоотношений, поможет предот­вратить недомогание или болезнь, возникающие в результате стресса. Многие общины имеют клубы или отдельные помещения для проведения культурных и общественных мероприятий. Обычно они открыты в течение недели с того мо­мента, когда заканчиваются занятия в школах, приблизительно до 22.00 и по вы­ходным. Дети и молодежь всех возрастов посещают центры, позволяющие участ­вовать в спортивных соревнованиях, например играть в футбол, баскетбол или пинг-понг, заниматься ремеслами, изучать искусство, фотографию или танец. Эти центры позволяют организовать эффективное обучение молодежи технике разрешения конфликтов, помогающей предотвратить драки и другое агрессивное поведение, которое провоцирует значительный стресс. Почему бы вам не органи­зовать курсы по разрешению конфликтов в местном клубе, Еврейском центре или в рамках какой-либо другой программы? Вы можете действительно изме­нить жизнь молодых людей в своем населенном пункте, если решите заняться та­кой деятельностью.

Страх препятствует сближению с другими. Мы боимся, что, если проявим лю­бовь к другому человеку, мы будем им отвергнуты. Мы боимся, что окажемся в неловкой ситуации. Мы боимся, что нас поднимут на смех. Мы даже боимся, что обнаружим в себе неспособность быть заботливыми и любящими. Для обретения социальной поддержки, однако, необходимо преодолеть эти страхи. Я вспоминаю выступление своего коллеги, знакомого мне по мимолетным встречам в течение нескольких лет, который произносил речь по случаю получения награды за про­фессиональные достижения. Его речь была очень воодушевляющей и достаточно эмоциональной. По окончании речи слушатели стоя аплодировали ему, его окру­жила большая толпа поклонников. Пока я ждал возможности приблизиться и по­здравить его с заслуженной наградой, я заметил, что большинство женщин, по­здравляя, обнимали его, в то время как все мужчины пожимали ему руку. Я был расстроган и чувствовал симпатию к своему коллеге. Мне хотелось обнять его, но меня одолел страх. Что подумают обо мне другие коллеги? Что, если Боб протя­нет мне руку, таким образом отвергая мое объятие? Не рискую ли я?. Не буду ли я смешон? Но я отверг этот страх и, когда оказался рядом с Бобом, крепко обнял его и сказал о том, какое сильное впечатление произвела на меня его речь. Что же вы думаете? Он обнял меня сильнее, чем я его! Если бы я не использовал этот шанс, я бы всегда жалел о том, что не обнял Боба. Предпринятая мной попытка привела к тому, что мы стали намного ближе друг другу, чем раньше. Я сейчас осознаю, что эти мимолетные мгновения имеют большое значение в нашей жизни и что они предоставляют нам возможности, которые легко упустить. Если мы не воспользуемся ими вовремя, другого шанса у нас не будет.

Почему вы не используете шанс? Если вы любите кого-то, скажите ему об этом. Укрепляйте свои отношения с теми, кто окружает вас, заботьтесь о них. По­ступая таким образом, вы укрепи-■ (еть социальной поддержки. Вы можете

ожидать, что на вашу любовь, участие и заботу ответят взаимностью, а это позво­лит вам более эффективно управлять стрессом в своей жизни.

Выводы

• Уверенность в себе — это способность выражать себя и удовлетворять свои собственные нужды, в то же время не создавая неудобства другим. В этой ситуации люди, которые не могут удовлетворить свои потребности или ко­торые считают, что их основные человеческие права нарушены, будут нахо­диться в стрессе. Использование анкеты DESC поможет вам выработать вер­бальный положительный ответ, в то время как уверенная поза и четкая ровная речь подтвердят ваши слова.

• Конфликты, разрешение которых устраивает только одного человека, — это не решенные конфликты. Трехэтапный подход к разрешению конфликтов выгоден для обоих. Этот подход предусматривает некоторую последова­тельность действий: активное слушание, определение точек зрения и поиск альтернативных решений.

• Чтобы улучшить контакт с людьми, проанализируйте свои впечатления от чьих-либо невербальных посланий, выделите время для беседы, вниматель­нее слушайте, начинайте излагать свою позицию с тех моментов, в которых ваши точки зрения сходятся, заменяйте слово «но» на слово «и», используй­те местоимения «я» и избегайте вопросов «почему?».

• Способность управлять временем предусматривает определение целей и распределение приоритетов по очередности их реализации, составление расписания, умение при необходимости сказать «нет», поручение задач, просмотр материалов только один раз, ограничение перерывов и определе­ние того, как вы распределяете свое время.

• Социальная поддержка — чувство причастности, чувство того, что тебя при­нимают и любят такого, как ты есть, а не потому, что ты можешь что-либо сделать для этого человека. Это значиг, что у вас есть друзья, с которыми вы духовно близки и с которыми делите свои радости, проблемы, опасения и любовь. Социальная поддержка в значительной степени защитит вас от не­гативных последствий стресса.



2744857657333508.html
2744982994374668.html
2745105748658373.html
2745285313510054.html
2745381424379685.html