Михаил янгель воспоминания о первом главном конструкторе кб "южное" - страница 2

^ М.К. Янгель – основатель и первый Главный
конструктор КБ "Южное"

М.К. Янгель возглавил ОКБ-586 (сегодня ГКБ "Южное") со времени его создания в 1954 г. и оставался его бессменным начальником и Главным конструктором в течение 17 лет до последнего дня своей жизни.

В жизни М.К. Янгеля эти годы стали периодом выдающейся творческой и высокорезультативной административной деятельности, приведшей его стремительно и по праву в плеяду знаменитых первопроходцев отечественного ракетостроения и практической космонавтики – С.П. Королева, В.П. Глушко, Н.А. Пилюгина, В.И. Кузнецова.

Именно здесь, в Днепропетровске, он добился самых выдающихся достижений в своей жизни.

Создание ракетных комплексов и оснащение ими Ракетных войск стратегического назначения было сверхзадачей государственного масштаба. Главный конструктор увидел пути ее решения посредством образования сети высокопрофессиональных тематических НИИ, конструкторских бюро, способных разрабатывать и внедрять новейшие технологии, и кооперации производственных предприятий, решающей сложнейшие технические задачи.

Яркий талант и выдающиеся организаторские способности М.К. Янгеля сыграли определяющую роль в том, что решение этих задач стало возможным. Вместе с Главным конструктором прошел блистательный путь и молодой коллектив КБ – от отдела-куратора производства серийных ракет разработки КБ С.П. Королева до широко известной, авторитетной и крупнейшей ракетостроительной фирмы, создавшей собственные современные образцы ракетно-космической техники. Это придало мощный импульс созданию днепропетровской школы ракетостроителей.

Далее, по предложению и инициативе М.К. Янгеля были созданы или получили возможность крупнейшего развития такие предприятия, как КБ СМ (Ленинград), КБ ТМ (Москва), ПО "Полет" (Омск), НПО "Хартрон" (Харьков), НПО ПМ имени Решетнева (Красноярск), ВНИИ ЭМ (Москва), Павлоградский механический завод, Новокраматорский машиностроительный завод, Сафоновский завод пластмасс, ДЭВЗ (Днепропетровск) и другие.

Был создан и получил развитие украинский куст ракетостроительной отрасли. Но в первую очередь было обеспечено теснейшее сотрудничество и ускоренное развитие базового предприятия – Южного машиностроительного завода.

Михаил Кузьмич говорил: "КБ расти и развиваться как головному разработчику на производственной базе завода, заводу – расти и крепнуть как головному опытному предприятию на основе и в процессе материального воплощения проектов КБ". Такой перспективный подход Главного конструктора к взаимодействию с промышленностью заложил основу многогранного и плодотворного сотрудничества КБ "Южное" и Южного машиностроительного завода на десятилетия вперед.

Выполняя свою важнейшую задачу  создание боевых ракетных комплексов, М.К. Янгель целеустремленно вел свой коллектив от одной разработки к дальнейшей, более совершенной. Вел от своего первенца – ракеты
Р-12 наземного базирования – к модификациям непревзойденной стратегической межконтинентальной ракеты с минометным стартом из подземной шахты, вел, опираясь на своих соратников и единомышленников, не отчаиваясь при авариях и неудачах и не уклоняясь от ответственности, вел, не зная отдыха и не щадя своего здоровья. Коллектив КБ "Южное" как головная организация по созданию ракетных комплексов показывал рекордную эффективность инженерного творчества, создавая самые совершенные для своего времени образцы техники.

Янгель рассматривал создание новой ракеты как крупное научно-техническое и общественно-политическое явление. Новые создаваемые образцы должны быть лучшими не только в стране, но и в мире. Своей целеустремленностью Янгель зажигал всех причастных к реализации своих идей. Он умел выбрать из противоречивых вариантов тот, который наиболее полно отвечал поставленной задаче, и сопровождал свой выбор безукоризненной убедительной аргументацией. Принимать вовремя нужные решения, взять на себя ответственность, выбрать из многих путей один и не ошибиться – характерные черты творчества Михаила Кузьмича.

Смелость принимаемых решений способствовала прогрессу ракетной техники. Многие оригинальные, порой дерзкие, решения принадлежат Янгелю. Все новые идеи, появившиеся в его КБ и других научно-исследовательских и конструкторских организациях, он всесторонне анализировал и шел на технический риск, но всегда оправданный. Ни от одной идеи и новшества, заложенных М.К. Янгелем, впоследствии никто не отказался – настолько все они теоретически и экспериментально подтверждены. Ракеты Янгеля всегда отличала высокая боеготовность, которая обеспечивалась заблаговременной заправкой ракеты, защищенностью ее пусковой установки, полностью автономной системой управления и минимальным временем от команды на пуск до старта ракеты.

Михаил Кузьмич Янгель поддерживал в своей работе постоянную и плодотворную связь с исследовательскими центрами Минобороны, с научными и академическими учреждениями страны, знал их проблемы, потребности и перспективные замыслы по использованию ракетной техники и космонавтики.

М.К. Янгель, проанализировав назревшие потребности практической космонавтики, счел целесообразным организовать в КБ космическое направление работ, включая разработку ракет-носителей, спутников и космических аппаратов.

На базе собственных боевых ракет в КБ "Южное" были разработаны носители серий "Космос" и "Интеркосмос", которые широко использовались в космонавтике Советского Союза и в международных программах. Так впервые обозначилась в ракетостроении идея конверсии.

Были созданы поисковые спутники типа ДС, космические аппараты серий АУОС, "Океан", аппараты для системы "Целина", космические аппараты для программы "Интеркосмос".

Запусками космических аппаратов собственной разработки с помощью собственных носителей КБ обеспечило выполнение объемных геофизических исследований из космоса, исследований околоземного пространства и ряда актуальных военных задач.

Так благодаря М.К. Янгелю днепропетровские ракетостроители совершили свой прорыв в космос, а наукоемкие результаты исследований вывели КБ в число известных организаций-исследователей малого космоса. Этот статус не утрачен нами и в настоящее время.

В янгелевское время в КБ проводились параллельно с другими ведущими КБ отрасли крупномасштабные проработки по сверхтяжелым баллистическим ракетам с целью поиска их оптимальных характеристик и направлений развития. М.К. Янгель, основываясь на изысканиях КБЮ, пришел к убеждению, что столь масштабная задача должна решаться объединенными усилиями всех ведущих ракетостроительных КБ страны. Поэтому он принял предложение Сергея Павловича Королева об участии в работах по суперносителю Н-1 для лунной экспедиции. В КБ "Южное" был разработан для суперносителя посадочный лунный модуль (блок Е). Экспериментальные образы модуля прошли успешные испытания в условиях космоса.

Такая форма сотрудничества двух КБ послужила хорошим прецедентом для будущего, когда в программе "Энергия – Буран" были использованы в качестве боковых ускорителей первые ступени нашей ракеты "Зенит".

Приведенный краткий обзор результатов деятельности КБ "Южное" под руководством М.К. Янгеля показывает, что наш первый Главный конструктор являлся харизматическим лидером, выдающимся руководителем и талантливым творцом идей. Этому способствовало то, что 42-летний М.К. Янгель к моменту назначения в ОКБ-586 был уже известным специалистом, имевшим плодотворный опыт проектно-конструкторских работ и управления производством авиационной техники и баллистических ракет. Этот опыт он приобрел в процессе работы после окончания МАИ в конструкторских бюро выдающихся авиаконструкторов Николая Николаевича Поликарпова, Артема Ивановича Микояна, Владимира Михайловича Мясищева, на авиационных заводах и в Министерстве авиационной промышленности. Эти трудовые годы, знаменательные бурным развитием авиации, всенародным патриотизмом, суровыми испытаниями и победой в Великой Отечественной войне, выработали у Михаила Кузьмича высокие нравственные и деловые качества, творческий дух и глубокий патриотизм. Отсюда его слова: "Служить народу, быть полезным Родине – не только долг, но и смысл жизни".

Чтя память о Михаиле Кузьмиче Янгеле, следует отметить, что первый Главный конструктор всегда опирался в своей деятельности на своих соратников.

Огромную роль в становлении и в успехах КБ сыграли ближайшие ученики и соратники Михаила Кузьмича: Василий Сергеевич Будник, Лев Абрамович Берлин, Василий Антонович Концевой, Николай Федорович Герасюта, Вячеслав Михайлович Ковтуненко, Владимир Федорович Уткин, Иван Иванович Иванов, Виктор Васильевич Грачев, Павел Иванович Никитин, Михаил Борисович Двинин, Юрий Алексеевич Сметанин, Федор Федорович Фалунин, Борис Иванович Губанов, Эрик Михайлович Кашанов, Михаил Иванович Галась, Анатолий Митрофанович Куншенко, Мубарак Ахметович Ахметшин и многие другие.

Решающее значение для успешной деятельности Главного конструктора имело его тесное сотрудничество с выдающимися специалистами Южного машиностроительного завода Леонидом Васильевичем Смирновым, Александром Максимовичем Макаровым, Лукой Лазаревичем Ягджиевым.

Следует особо выделить, что М.К. Янгель  не только талантливый конструктор и умелый руководитель. Это был человек, плодотворно совмещавший руководящую работу в КБ с активной политической и общественной деятельностью в составе высших выборных органов страны.

Он был личностью с четко организованным мышлением, способной глубоко анализировать сложнейшие проблемы, формулировать задачи и доводить их до понимания исполнителей.

Это был душевный и внимательный человек, чутко воспринимавший нужды и настроения коллектива и отдельных людей.

На целую историческую эпоху отдалились от нас времена становления КБ "Южное", деятельность первого Главного конструктора, дела и дерзания его соратников и коллектива. Но в исторической ретроспективе мы четко видим, что достижения КБ того времени, янгелевский стиль работы остаются в научно-техническом потенциале современного ГКБ "Южное" и выполняют свою позитивную не устаревающую роль.

Академик Мстислав Всеволодович Келдыш так оценил роль и значимость М.К. Янгеля: "Советская наука, наша страна обязаны академику
М.К. Янгелю развитием новых направлений науки и техники, созданием замечательных образцов совершенных конструкций, что внесло громадный вклад в укрепление могущества и славы нашей Родины".

После ухода М.К. Янгеля из жизни в октябре 1971 года Главным конструктором КБ "Южное" был назначен продолжатель его дела и соратник –
В.Ф. Уткин (впоследствии директор ЦНИИмаша). Под его руководством коллектив КБ "Южное" успешно завершил работы по улучшению ТТХ штатных ракетных комплексов третьего поколения.

Этим ракетам было суждено исполнить роль весомого аргумента в политических процессах мирового масштаба.

Под руководством В.Ф. Уткина в КБЮ были разработаны и введены в строй шахтные и мобильные стратегические комплексы четвертого поколения, такие как боевой шахтный и железнодорожный ракетные комплексы с твердотопливными ракетами стратегической дальности, самый мощный в мире боевой ракетный комплекс, прозванный на Западе "Сатаной".

Был разработан, прошел испытания и принят к эксплуатации совершенно новый на экологически чистых компонентах топлива космический носитель "Зенит", получили дальнейшее развитие космические программы.

Этот период характеризуется началом изысканий по народнохозяйственным и конверсионным программам.

Разработки были выполнены в лучших традициях янгелевской школы проектирования.

Таким образом, к 1991 году КБ "Южное" пришло с солидным научно-техническим потенциалом, имея в эксплуатации штатные ракетные комплексы, надежные носители и располагая весомым портфелем заказов. Однако бурные политические события, приведшие к образованию независимой Украины, произвели коренную ломку планов и перестановку приоритетов КБ.

Нынешнему руководству и коллективу ГКБ "Южное" потребовалось совместно с НКАУ и с привлечением украинских организаций выработать совершенно новые коммерческие подходы к своей деятельности, прокладывать дорогу к международному сотрудничеству в сфере космических услуг для сохранения и развития ракетно-космической отрасли в Украине. Сейчас мы можем твердо заявить, что наши усилия увенчались успехом – украинская ракетно-космическая техника имеет мировую известность. Мы сберегли научно-технический потенциал КБ, наладили партнерство с Россией, не растеряли производственных возможностей ГП "ПО Южмашзавод".

Днепропетровские ракетостроители ведут проектные разработки, принимают плодотворное участие в международных космических программах. Так, экологически чистые модификации нашей ракеты "Зенит" успешно используются в международной космической программе "Морской старт".

На базе самого мощного в мире стратегического ракетного комплекса, воплотившего в себе идеи М.К. Янгеля, создан конверсионный ракетно-космический комплекс "Днепр" для запусков космических аппаратов невоенного назначения.

Носители серии "Циклон", начатой еще при Михаиле Кузьмиче, продолжают оставаться в эксплуатации и привлекают зарубежных компаньонов. ГКБ "Южное" продолжает изыскания по разработке космических аппаратов. Создана и начала эксплуатироваться украинская космическая система "Січ".

Современное ГКБ "Южное", храня янгелевские традиции, продолжая и приумножая дела своих зачинателей, проводит результативные проектные изыскания по ряду перспективных космических проектов. Нам и сегодня есть что предложить международному космическому сообществу.


Сентябрь 2001 г.


^ М.К. Янгель


Тезисы доклада к 10-летию образования
Особого конструкторского бюро-586


1. Серийное производство изделий новой техники на нашем заводе было начато в 1951 году.

Для ведения технической документации в этом производстве, дора­ботки и совершенствования изделий на заводе было создано Серийное кон­структорское бюро.

Руководящим ядром этого бюро явилась группа специалистов во главе с т. Будником В.С., приехавших в г. Днепропетровск из Москвы. С Василием Сергеевичем приехали тт. Шнякин, Ковтуненко, Герасюта, Никитин, Иванов, Лобанов, Двинин, Фалунин, Кормильцев, Спрыгина, чета Назаровых, чета Савельев-Кулагина, Сидельников, Пескова, Караулов, Колесникова и некоторые другие товарищи.

В работу СКБ включились конструкторы автомобильного производства завода и молодые специалисты выпуска 1951-1953 гг.

В числе этой группы товарищей особо хочется отметить таких товарищей, как Берлин, Концевой, Грачев, Уткин, Комаревский, Кашанов, Кондратенко, Чигарев, Игнашкин, Гусев, Рыков, Щукин, Жариков, Резниченко, Степанов, Полысаев, Сметанин, как инженеров-организаторов, инженеров-новаторов, быстро освоивших новую технику.

2. В период развертывания серийного производства изделий новой техники на нашем заводе четко определились технические направления в развитии этой техники, выбранные ОКБ-I, тогда единственной головной организацией, зачинателем ракетной техники в стране, чьи изделия и были поставлены на серийное производство на нашем заводе. Таких изделий наш завод освоил несколько, суть направления ОКБ-I – использование низкокипящих компонентов топлива и комбинированных – автономная плюс радиотехническая – систем управления.

3. Нужды укрепления оборонной мощи нашей страны настоятельно требовали поисков иных путей развития новой техники. Вот на этот новый путь и встала группа специалистов на нашем заводе под руководством Главного конструктора завода т. Будника В.С.

Этой группой была предложена разработка изделия под индексом 8К63 с применением высококипящих компонентов топлива и чисто автономной инерциальной системы управления.

Разработка этого изделия была горячо поддержана Главными конструкторами тт. Глушко В.П., Пилюгиным Н.А., Кузнецовым В.И., Барми-
ным В.П. и другими, ставшими потом нашими непременными партнерами при разработке всех последующих изделий.

Правда, начиная с одного из последних изделий, из нашего круга разработчиков по ряду обстоятельств отошли на работы по другим изделиям
тт. Бармин и Пилюгин, но появились тт. Сергеев и Рудяк. Сложился хороший сплоченный круг разработчиков ракет.

Очень большую поддержку и непосредственную личную помощь в разработке и создании нового изделия проявили тт. Устинов Д.Ф., бывший в то время министром оборонной промышленности, маршал артиллерии т. Неде-
лин М.И. и большая группа офицеров нынешнего ГУРВО.

4. Но создать новое изделие силами СКБ в условиях, когда главной задачей этого СКБ оставалось по-прежнему ведение серийного производства других изделий, когда конструкторов и экспериментаторов было до обидного мало, когда многие специалисты по новой технике и ученые открыто высказывали недоверие возможности и целесообразности осуществления предложения нового направления в технике, когда завод № 586 еще только-только набирал опыт и вставал на ноги, когда некоторая часть руководящего состава завода и его производства не очень верила в способности своего СКБ соревноваться с ОКБ-I по созданию новых изделий, было, пожалуй, непосильным делом.

И вот 10 апреля 1954 г. специальным постановлением правительства на заводе было создано Особое конструкторское бюро № 586, и с этого момента большими темпами стал увеличиваться численный состав ОКБ, развиваться экспериментальное производство и создаваться экспериментально-лабораторная база ОКБ.

Правда, люди, пришедшие в тот период на работу в ОКБ, были в основном молодыми специалистами, вчерашними студентами, не имели необходимой квалификации и опыта работы по новой технике.

На руководящий состав ОКБ в связи с этим легла, кроме трудных и ответственных задач проектирования и конструкторской отработки нового изделия, сложная задача воспитания молодых специалистов. Руководящее ядро, партийная организация ОКБ и завода, а тогда возглавлял партийную организацию завода т. Метлов С.П., а сейчас вот уже несколько лет т. Усачев И.П., хорошо справились и с этой задачей: за короткий срок пришедшие к нам так называемые молодые специалисты, набив много "шишек", выросли в крупных руководителей, хорошо представляющих пути развития новой техники, способные решать организационные и технические задачи любой сложности. В числе таких руководителей мне хочется назвать тт. Кукушкина, Караханяна, Галася, Красовского, Хмырова, Петрова, Хачатуряна, Хорольского, Егорова, Рябинкова, Калинина, Зарубина, Андреева, Губанова. И пусть меня простят другие товарищи, называя фамилии которых я занял бы очень много времени.

5. 22 июня 1957 г., за очень небольшой срок для молодого ОКБ, начались натурные испытания изделия 8К63.

В 1958 г. это изделие было принято на серийное производство, а в
1959 г. правительство сочло возможным дать такую высокую оценку нашим успехам, о которой я лично не мог и мечтать.

Наше ОКБ и завод были награждены орденом Ленина, наиболее выдающиеся работники ОКБ, всего 238 чел., были награждены орденами и медалями СССР, в том числе 10 чел.  орденом Ленина, шести товарищам было присвоено звание Героя Социалистического Труда, четырем  звание лауреата Ленинской премии.

Большой честью для коллектива ОКБ и завода был в то время приезд к нам Н.С. Хрущева.

6. В 1958 г. мы осмелели настолько, что внесли в правительство предложение о разработке двух новых изделий нашего направления – изделий 8К64 и 8К65.

Не могу умолчать, что при докладе в марте 1958 г. о проектах этих изделий Н.С. Хрущеву он мне и т. Буднику сказал: "Если бы эти изделия уже были на вооружении Советской Армии, он бы гарантировал, что третьей мировой войны не будет".

Н.С. Хрущев одобрил наши предложения и дал указание открыть разработке этих изделий "зеленую улицу".

Вскоре к нам в ОКБ и на завод приехали Л.И. Брежнев и Д.Ф. Устинов и приняли также меры, что мы смогли выйти на испытания этих изделий в рекордно короткие сроки. При пуске изделия 8К64 нас постигло тяжелое несчастье – погибла группа наших товарищей и больших друзей – Неде-
лин М.И., Гришин Л.А., Берлин Л.А., Концевой В.А., Коноплев Б.М. и некоторые другие. Мы все до сих пор скорбим об этой тяжелой утрате.

В связи с успешной отработкой этих изделий наше ОКБ в 1961 г. вторично было удостоено высшей правительственной наградой – орденом Ленина, а завод – орденом Трудового Красного Знамени, большая группа работников ОКБ и завода получила правительственные награды.

7. Не могу не отметить, что изготовление изделий 8К64 и 8К65 велось у нас на заводе оригинальным, самым дешевым и коротким способом.

Дело в том, что в то время любое опытно-конструкторское бюро считало обязательным иметь в своем составе экспериментальное производство. Так развиваться намечали и мы, в частности корпус 76 и был задуман как корпус экспериментального производства ОКБ. В последующем все экспери-ментальное производство, по инициативе А.М. Макарова и Л.В. Смирнова, мы передали заводу, в чем потом да иногда и сейчас мы терпим ущерб, но в общем-то мы безусловно выиграли, так как изготовление всего необходимого для проведения экспериментальных работ мы получаем быстрее, чем если бы вели это изготовление в своем экспериментальном производстве. А после наше ОКБ разработало изделия 63C1, 65С3 и ведется отработка изделия 8К67.

8. На протяжении всех 10 лет наше ОКБ росло и вширь и вглубь: и численно, и квалифицировалось в научно-техническом смысле.

В составе ОКБ сейчас работает 7 докторов технических наук, 15 – кандидатов, 61 чел. являются соискателями ученых степеней, 286 человек учатся на вечерних и заочных факультетах институтов, 113  в техникумах.

И все-таки наше ОКБ остается по существу молодежной организацией, так как 54 % работающих имеют возраст до 30 лет, еще 36 %  до 39 лет и только 10 % работающих имеют возраст свыше 40 лет, 40 % работающих имеют стаж работы от 3 до 10 лет и только 16 % имеют производственный стаж свыше 10 лет.

Эти цифры являются хорошим свидетельством тому, что мы способны сделать в будущем еще много полезного для нашей Родины.

Мы не могли бы создать ничего хорошего, если бы у нас не установилось хорошего взаимопонимания, тесного контакта и дружной работы с нашими партнерами, как говорят "смежниками": ОКБ-456 (Глушко В.П.),
ОКБ-692 (Сергеев В.Г.), ЦКБ-34 (Рудяк Е.Г.), Иосифьян А.Г., ОКБ-12
(Абрамов А.С.), НИИТ (Лидоренко Н.С.), ОКБ МЭИ (Богомолов А.Ф.),
ОКБ завода "Арсенал" (Парняков С.П.).

Мы не можем не радоваться очень большому плодотворному взаимопониманию с нашим "Генеральным Заказчиком" и его представителями в ОКБ и заводе. Хочется особо отметить большую роль в наших делах председателей Государственных комиссий Семенова, Мрыкина, Соколова, начальников полигонов Вознюка и Захарова.

Мы рады, что работаем рука об руку с очень квалифицированным коллективом первоклассного завода № 586, руководимого в недалеком прошлом Л.В. Смирновым, теперь А.М. Макаровым, с такими специалистами как Хохлов, Ягджиев, Туманов, Медведев, Ганзбург и многие другие.

Мы получили весьма квалифицированную помощь от организаций – НИИ-88, ГИПХ, НИИ-1, ИМ Академии наук УССР, ЦАГИ и др. и большой группы ученых: академиков Петрова Б.Н., Ишлинского А.Ю., Петрова Г.И., Коваленко А.Д., докторов технических наук Мозжорина, Рахматулина, Кармишина, Моссаковского, Махина и многими другими.

9. Я, товарищи, кажется, уже слишком расхвастался успехами в работе нашего ОКБ, завода и большого круга наших смежников. Но я ни на минуту не забываю, что у нас имеется все же очень много долгов перед нашей Великой Родиной, перед нашим советским народом и, если угодно, – не долгов, в полном смысле этого слова, то задач, вытекающих из нашего признания и положения.

Ведь все, что нами сделано, было хорошим на момент, когда мы начинали это хорошее создавать. Но наша техника развивается так быстро, что сейчас термин "хорошее", "лучшее" уже не имеет под собой объективного основания, т.к. нет сейчас ясности, что сегодня мы можем сделать ракету много лучше.

Но государством вложено очень много средств в производство и обеспечение использования в случае необходимости того, что мы создали. Поэтому перед нами, я имею в виду в том числе и наших смежников, стоит непреложная обязанность как задача № 1 – всеми силами и средствами поддерживать боеспособность и улучшать, и совершенствовать созданные нами изделия 8К63, 8К64 и 8К65.

В решении этой задачи, к сожалению, у нас есть долги. К примеру: за прошедшую зиму выявились неприятности по эксплуатации изделия 8К64 в зимних условиях, слишком медленно реализуются наши согласованные мероприятия по улучшению эксплуатационных параметров этого изделия, главным образом касающиеся наших смежников-управленцев и наземщиков. С этим надо кончать решительно и быстро.

10. Нашей задачей № 2 является отработка изделий 8К67 и 8К69. Здесь тоже не все в порядке.

11. Задачей № 3 я считаю наибыстрейшую разработку и выход на испытания изделия 8К99.

12. Задачей № 4 является успешное решение заданий по использованию наших изделий в целях изучения космического пространства и освоения его в целях обороны нашей страны. Мы запустили в космос восемь разработанных ОКБ объектов, но в этом году и в последующем должны удваивать эту цифру.

13. Задачей № 5 является разработка эскизного проекта изделия 8К68.

И, наконец, задачей нашего ОКБ и всех смежников является поиск путей еще большего совершенствования, еще более быстрого развития нашей техники. Я имею в виду разработки новых изделий, могущих найти признание как необходимых и важных для нужд Родины.


1964 г.


^ В.П. Платонов


Последнее интервью М.К. Янгеля газете "Конструктор"


Это интервью с Михаилом Кузьмичом было последним…

8 октября мы встретились с ним на подмосковной даче, потом наши беседы проходили ежедневно в течение пяти дней.

Он интересовался, как идут дела на работе, что нового, много рассказывал, шутил…

Все та же приветливая улыбка, проницательный взгляд, все те же спокойствие и уверенность…

Это был все тот же Михаил Кузьмич, которого мы все, любя и почитая, называли Кузьмичом.

Проявляя внимание и заботу о газете "Конструктор", Михаил Кузьмич не раз встречался с редакционным коллективом. И на этот раз, в канун своего
60-летия, он с удовольствием отвечал на все наши вопросы.

В семье Кузьмы Лаврентьевича и Анны Павловны Янгелей было двенадцать детей: восемь сыновей и четыре дочери.

Михаил Кузьмич родился 25 октября 1911 года в деревне Зыряновой Иркутской области. Он был пятым ребенком в семье.

Здесь же он пошел в школу. Школа была трехклассной, и в ней работал один учитель Иван Константинович Перфильев, о котором Михаил Кузьмич сохранил самые теплые воспоминания на всю жизнь.

В четвертый класс он пошел уже в Нижнеилимске, где учился его старший брат Александр. Здесь, в этой школе, в 1925 году его приняли в комсомол. Жили они у бабушки.

В 1926 году вместе с братом-студентом Михаил Кузьмич переехал в Москву. Время было тяжелое, Москва голодала. Приходилось совмещать учебу в школе с работой в стеклографии. На питание уходили даже те деньги, которые выдавались стеклографией на трамвайный проезд. И тогда приходилось тащить на себе мешки через всю Москву.

В 1927 году поступил в школу ФЗУ при текстильной фабрике
им. Красной Армии. Работал ткачом, помощником мастера. Здесь же, на фабрике, в июне 1931 года вступил в партию.

Михаил Кузьмич, расскажите, пожалуйста, как Вы пришли в авиационную промышленность

На фабрике я работал до 1931 года и в то же время учился на рабфаке. В этом же году по путевке Пушкинского РК комсомола был направлен в Московский авиационный институт. Будучи студентом четвертого курса МАИ, начал работать конструктором II категории в ОКБ Главного конструктора
Н.Н. Поликарпова.

"Учился он хорошо. Я бы сказала, даже очень хорошо,  добавляет Ирина Викторовна, жена и верный друг Михаила Кузьмича. – Всегда помогал товарищам. Трудно приходилось, днем учился – вечером работал, вел большую общественную работу, жил в общежитии. В 1937 году окончил с отличием МАИ и получил диплом инженера-механика по самолетостроению".

Какой общественной работой Вы занимались в институте

В первые дни учебы был избран секретарем комсомольской организации потока, затем – самолетного факультета; в 1933 году был избран членом парткома МАИ и им рекомендован комсомольской конференции секретарем комитета комсомола института.

Как Вы совмещали учебу с общественной работой

Благодаря помощи товарищей по группе учебу не прерывал, но защитил диплом на три месяца позже своего потока.

А что было темой Вашей дипломной работы

Высотный истребитель с герметичной кабиной.

По окончании института Михаил Кузьмич продолжал работать в ОКБ Главного конструктора самолетов Н.Н. Поликарпова сначала инженером проектной бригады, ведущим инженером, затем – помощником Главного конструктора.

В феврале 1938 года Михаил Кузьмич Янгель с группой ведущих авиационных специалистов был направлен в Америку. Там, на заводах фирм "Дуглас", "Райт" и других он занимался реализацией советско-американского договора на приобретение конструкторской и технологической документации по производству самолетов и моторов.

В октябре 1938 года М.К. Янгель вернулся на Родину и продолжал работать до 1944 года помощником Главного конструктора в ОКБ Н.Н. Поликарпова. Здесь он принимал участие в разработке истребителей И-16, И-17, а также двухмоторного истребителя для сопровождения дальних бомбардировщиков (был ведущим проекта) и других самолетов. В дальнейшем М.К. Янгель работал в конструкторских бюро Микояна, Мясищева, затем в 1948 году был направлен на учебу в Академию авиационной промышленности.

Когда Вы начали заниматься разработкой новой техники

По окончании Академии в 1950 году был направлен в один из научно-исследовательских институтов, где работал в должностях начальника отдела, заместителя Главного конструктора ОКБ, директора НИИ.

Как Вы стали Главным конструктором нашего предприятия

Вызвали меня в ЦК и спрашивают: "Как Вы, товарищ Янгель, полагаете, правильно ли это, что все задачи в новой технике решаются в одной организации – единственной на всю страну" "Конечно, неправильно",  отвечаю. А на вопрос "Где удобнее всего создать вторую организацию такого же направления и масштаба"  я назвал город. Там и завод отличный, и специалисты хорошие. Так определилось мое назначение. Поначалу на четыре года, как мне сказали, а затем еще на два года. И так прошло уже 17 лет.

Михаил Кузьмич, если бы начать все сначала, какую бы Вы избрали профессию

Параллельно с учебой в МАИ приобрел бы специальность летчика, а потом, работая конструктором, пытался бы стать космонавтом.

Ваши пожелания молодежи предприятия

Ни на один шаг не отступать от научно-технического прогресса в нашей и смежных областях, а главное – учиться, учиться, учиться, как завещал Владимир Ильич Ленин.


8 октября 1971 г.


^ М.В. Келдыш


Выдающийся ученый и конструктор


Михаил Кузьмич был руководителем научно-исследовательской организации еще в тот период, когда происходило становление ракетно-космической техники. Он внес большой вклад в организацию разнообразных исследований в области аэродинамики, баллистики, материалов, прочности и многих других проблем, необходимых для развития этой новой отрасли – одной из вершин современного научно-технического прогресса.

Неоценим личный вклад академика Янгеля в науку. Он много сделал для развития новых важнейших направлений ракетно-космической техники, сыграл огромную роль в обеспечении передового положения, которое занял в этой области Советский Союз.

Для осуществления и развития его замечательных научных и технических идей партия и правительство доверили ему руководство крупнейшим конструкторским бюро. Все свои силы, весь свой талант замечательного ученого и энтузиаста ракетно-космической техники и пламенного патриота он отдал этому делу.

Советская наука, наша страна обязаны академику Янгелю развитием новых направлений науки и техники, созданием замечательных образцов совершенных конструкций, что внесло громадный вклад в укрепление могущества и славы нашей Родины.

Не только талант ученого, но и выдающиеся организаторские способности определили успех многогранной деятельности Михаила Кузьмича. Он обладал огромным умением слить воедино силы многочисленных организаций, принимавших участие в осуществлении его конструкторских замыслов и технических идей.

Свойственная ему высокая принципиальность коммуниста, ставящего интересы дела, интересы страны превыше всего, снискали ему глубокое уважение. Стремясь к выработке лучших решений, Михаил Кузьмич проявлял выдержку и терпение. И вместе с тем он был пылким непримиримым борцом, отстаивая новые, прогрессивные направления техники.

Академик Янгель отдавал много сил созданию научно-конструкторского коллектива, воспитанию многочисленных научно-технических кадров, способных продолжать его дело, решать новые все более сложные задачи.

…Советская наука и наша страна никогда не забудут славных дел академика Михаила Кузьмича Янгеля – одного из создателей ракетно-космической техники.


2747419781164807.html
2747487264160784.html
2747613261012281.html
2747758427485729.html
2747909935994456.html