Раздел русской живописи в Атенеуме небольшой В нем всего - Марк Туллий Цицерон. Водной из своих знаменитых речей словом коллекция

Раздел русской живописи в Атенеуме небольшой В нем всего

27 картин, которые были подарены Музею в 1919 году И Е Репиным

Семь картин принадлежат кисти самого И Е Репина Среди них в

основном портреты близких ему людей — жены Н Б Нордман (в

тирольской шляпе), дочери художника Надежды, И Б Нордман вместе с художником и другие Создавая эти портреты, И Е Репин

старался запечатлеть в них то, что ему было близко в дорогих людях

Например, портрет Н Б Нордман — это дань его восхищения своеобразной красотой любимой женщины


А вот портрет выдающегося финского живописца А Галлен-Каллела — часто встречающийся у И Е Репина тип портрета-метафоры

В нем все усилия художника направлены на то, чтобы как можно

точнее передать состояние внутреннего напряжения, бурлящей энергии при внешней, чисто нордической сдержанности и сосредоточенности модели


Впоследствии коллекция русской живописи расширилась за счет

приобретения произведений художников конца XIX—начала XX венков —АН Бенуа, К А Сомова, М Шагала


Работы мастеров западноевропейской и русской живописи составляют значительную часть коллекции Атенеума. однако лицо Музея

определяет богатое собрание замечательных произведений финского

искусства Экспозиция этих залов построена по хронологическому

принципу, и каждый период (с XVIII века до наших дней) представлен

полотнами лучших финских мастеров


Предысторией финского искусства является XVIII век Тогда в

стране еще не было специальных художественных школ для подготовки профессиональных художников Немногие финские живописцы


300


^ 100 ВЕЛИКИХ МУЗЕЕВ


обучались в Швеции или других странах Западной Европы. И тем не

менее художественные достижения этого периода очень важны, так

как именно они составили основу профессиональной финской культуры.


Основное место в финской живописи XVIII века занимал портрет.

В этом жанре работали наиболее интересные живописцы — Исаак

Ваклин и Нильс Шильмарк. Работы И. Ваклина представляют собой

образец парадных портретов, характерных для стиля рококо. В Атенеуме представлены шесть портретов И. Ваклина, из которых особо

выделяются «Автопортрет», «Портрет Марии Лош» и «Портрет мисс

Хекворд». Большое значение во всех трех произведениях имеет освещение, над передачей которого И. Ваклин долго и тщательно трудился. Лучшим, без сомнения, является «Портрет мисс Хекворд», хотя он

и написан не без влияния школы английских портретистов. Художник

изображает молодую девушку крупным планом на фоне обобщенного

романтического пейзажа, и потому полотно отличается особенной

живописной утонченностью. Цветовая гамма картины состоит из сочетания зеленых, розовых, лиловых и белых оттенков. Мастерство

художника так велико, что кажется, будто бант написан лишь легким

прикосновением кисти, как и белый кружевной воротник и другие

детали платья. Может быть, именно оттого в портрете отсутствует

ложная парадность и чопорность, несмотря на внешний блеск модели. 1


Представленные в Атенеуме портретные работы Н. Шильмарка в1

сравнении с полотнами И. Ваклина кажутся несколько архаичными.

Выделяется среди них только портрет Ульрики Шарлотты Армфельт,

который более известен под названием «Девушка с земляникой». Ульрика Шарлотта изображена на фоне сельского ландшафта, и образ ее

явно опоэтизирован в духе сельской идиллии: темное, одухотворенное лицо в темном платке, несколько стилизованный элегантный

наряд, корзина ягод в руке. Характер пейзажа соответствует настроению самой девушки. Художник изобразил строгий в своей простоте

финский ландшафт с холмистыми лесами, одноэтажными строениями, поломанным лесом. '


В 1830-е годы в финском искусстве обнаруживается тенденция к

развитию бытовой реалистической картины. В первую очередь это

относится к произведениям Р. В. Экмана. В экспозиции Атенеума

представлено все разнообразие жанров, которое встречается в творчестве этого художника: портрет «Цветочница», пейзаж — «Зимний

пейзаж в Турку», жанровые сценки — «Утренняя молитва» и «День

рождения бабушки».


^ ФИНСКИЙ МУЗЕЙ <АТЕНЕУМ» 301


Наиболее красноречиво говорит о творчестве Р. В. Экмана картина

«Утренняя молитва». Полотно изображает женщину, сидящую на

низенькой скамейке с книгами на коленях. Перед ней стоит читающий

молитву мальчик. Художник наблюдает эту сцену как бы со стороны

и рассказывает о происходящем, никак не выражая своего к нему

отношения. Детали интерьера, одежда персонажей, предметы быта —

все изображено со скрупулезностью и самой тщательной подробностью.


Бытовой жанр в финской живописи развивался медленно, а после

Р.В.Экмана он вообще угас, уступив место пейзажу. В этом жанре

работали многие художники (В. Холмберг, Б. Линдхолм, братья фон

Вригт и др.), а в конце XIX века живопись Финляндии стала развиваться под знаком национального романтизма. Стиль этот создавался

на основе национального эпоса «Калевала», который финны считают

своей второй Библией. Фантастическая героика древних песен как

нельзя лучше отвечала стремлению финнов к политической и культурной независимости.


В Атенеуме это направление представлено большим собранием

произведений художника Аксели Галлен-Каллела, который был одной из центральных фигур нарождающегося движения. Он утверждал новые идеи не только в живописи, но и в других видах искусства.


Одним из первых А. Галлен-Каллела посетил Карелию, чтобы

найти остатки древней калевальской культуры. Работая над сюжетами

эпоса, художник приходит к выводу, что дух «Калевалы» можно

передать лишь с помощью стилизации, героический характер ее можно выразить лишь языком символов, что и нашло свое воплощение в

его картинах «Мать Лемминкяйнена» и «Проклятие Куллерво».


В музее Атенеум представлены не только живописные полотна, но

и произведения финского скульптурного искусства, зарождение которого относится лишь к началу XIX века. Основой для него в какой-то

мере стал опыт развития деревянной скульптуры Финляндии.


Особое место в финском искусстве первой половины XX века

занимает творчество скульптора Вяйнё Аалтонена. Большинство его

работ — это монументальные произведения, которые следует рассматривать только в связи с архитектурой и городским ландшафтом.

В Атенеуме выставлено 17 работ В. Аалтонена — скульптурные композиции, портреты, рельефы и этюды к монументальным произведениям. Среди них особое место занимает портрет выдающегося композитора Яна Сибелиуса.


302


^ 100 ВЕЛИКИХ МУЗЕЕВ!


Монолитность мраморного блока, из которого как бы вырастает

голова композитора, четкость силуэта и отсутствие мелких деталей

позволили скульптору создать образ большой выразительной силы. ВІ

этом гордом лице с высоким лбом, в суровых складках бровей и рта;


зрители ощущают огромное творческое напряжение.


Акссли Галлен-Каллела.

Мать Лемминкяйнена, деталь


^ ПАНАГЮРИШТЕНСКИЙ КЛАД В МУЗЕЕ

ГОРОДА ПЛОВДИВА


История болгарского города Пловдива теряется где-то в эпохе

неолита, от которой нас отделяет несколько тысячелетий. Древнее

поселение постепенно разрасталось и превратилось в город, который

стал центром Фракийского государства одрисов и назывался тогда

Эвмольпией. В 341 году до н. э. Филипп II Македонский захватил

Эвмольпию, обнес ее второй внешней стеной длиной около двух

километров и нарек ее Филипполем.


Но фракийские поселения на Балканах существовали еще задолго

до прихода туда первых греческих племен, так что народ этот очень

древний. Греки издавна тесно с ним соприкасались, а их летописи

упоминают о них с достаточным уважением, называя фракийцев умелыми земледельцами, виноградарями и пастухами. Пшеница с фракийских равнин славилась во всем античном мире. Греки вывозили в

Афины из своих торговых городов-колоний, основанных на фракийских берегах Черного моря, еще и замечательных золотогривых коней

и вино. Из фракийского культа они заимствовали себе веселого бога

Диониса, а из легенд и мифов — сладкоголосого певца Орфея.


Раскопки на территории Болгарии (и Югославии) подтверждают и

высокое ремесленное мастерство фракийцев. Мало кому известно, что

богатые украшения, которые выставлены в Эрмитаже как скифское

золото, произведены во Фракии.


^ 304 100 ВЕЛИКИХ МУЗЕЕВ


В Болгарии говорят, что археологам достаточно только тронуть

землю лопатой — остальное делается само собой: находка следует за

находкой. Это, разумеется, преувеличение, но в декабре 1949 года в

Панагюриште, небольшом городке, окруженном садами и полями,

было сделано поистине сенсационное открытие.


В тот день братья Дейковы принялись заготавливать глину для

кирпичей, и вдруг их лопата ударилась обо что-то твердое. Петко

Дейков разгреб немного землю и увидел металлический ободок. В

первый момент он решил, что ободок медный. Петко разгреб землю

еще немного, и опять мелькнуло что-то желтое. Тогда он позвал

братьев, но в первые минуты они не могли даже понять, что это такое.


А это были тяжелые, дивной работы древние фигурные золотые

кубки. Восемь ритонов (сосудов для вина) лежали на фиале (блюде) в

неглубокой яме. Место, где был найден клад, находится в двух километрах южнее Панагюриште. По соседству с ним следов более или

менее значительных древних поселений не имеется. Нет здесь также

и каких-либо монументальных развалин, чтобы предположить связь

между ними и кладом. Может быть, владелец этих древних сосудов

зарыл их здесь, придя сюда издалека?


Многочисленные и разнообразные археологические памятники

Фракийской земли и ее центра — города Пловдива — давно привлекали внимание археологов. После освобождения Болгарии от турецкого рабства при Окружной библиотеке Пловдива в 1882 году был

открыт Археологический музей, который занял старинный особняк

города. Музей призван был собирать, хранить и изучать местные

памятники далекого прошлого, его первые коллекции разместились в

нескольких залах и лапидарии.


Все экспозиции Музея располагаются по историко-хронологическому принципу. В отделе «Рабовладельческое общество», например,

особую ценность представляют экспонаты, найденные в некрополе у

сел Дуванли и Березово Пловдивского округа. Чернофигурные и

краснофигурные вазы, сосуды, украшенные позолотой, золотые бляшки

демонстрируют мастерство фракийских ремесленников и богатство

фракийской знати. Богатые фракийцы приобретали предметы роскоши, которые изготовлялись в лучших ремесленных мастерских древности. В этом Отделе разместился в 1949 году и Панагюриштенский

клад.


Он относится ко второй половине IV или первой половине III века

до н. э. Фракия переживала в этот период очень важные события

своей истории. Именно в это время Филипп II присоединяет Фракию


^ МУЗЕЙ ГОРОДА ПЛОВДИВА


305


к Македонии, и она становится базой для его сына Александра Македонского в его походе на Персию. После смерти Александра Великого

полководец Лисимах становится правителем Фракии, а позднее и ее


царем.


Это был честолюбивый военачальник, который стремился восстановить великую державу Александра Македонского. Его военные действия, а также попытки фракийцев освободиться от владычества македонян совсем истощили и обескровили Фракию, которая после смерти

Лисимаха сразу же подверглась нашествию кельтов. Частые войны

завоевателей, восстания самих фракийцев, вторжение кельтов — все

это создавало среди жителей восточной областей Балканского полуострова неуверенность в завтрашнем дне, в результате чего они зарывали свои сокровища в землю. Может быть, панагюриштенские золотые

сосуды и являются одним из таких кладов?


Уникальные кубки пролежали в земле более двух тысяч лет. Эти

бесценные сокровища, скорее всего, принадлежали человеку знатному

и богатому. Может быть, это был один из сподвижников Лисимаха,

какой-нибудь полководец, принимавший участие в походах и войнах?

В какой-то момент (на войне все бывает!) владелец клада счел разумным спрятать свое драгоценное сокровище. Уходил ли он от погони,

просто ли спасался бегством? Кто может сейчас знать, как все это


было?


«Завернули мы найденные кубки в пальто, от лишнего глаза, —


рассказывали впоследствии братья Дейковы, — и сразу в Совет. Нас

кто увидит, спрашивают: «Что это у вас в пальто завернуто?» А мы

отвечаем: «Приходите к витрине, там увидите». Витрина эта возле

Совета. Мы сразу решили: пока из Пловдива ученые не приедут,

выставить все это на витрину, чтобы наши люди первыми изо всего

мира полюбовались, а сами на охрану станем».


Вся найденная в Панагюриште утварь изготовлена из чистого

золота, ее общий вес — 6 кг 100 г. На тяжелых золотых фигурных

сосудах представлены чеканные рельефы: сцены из мифов, иллюстрации к греческим сказаниям о героях... Вот на одном сосуде сражается с киринейской ланью достославный Геракл. Год преследовал он

ее и наконец-то настиг. Еще немного, и взвалит он чудесную быстроногую лань на свои могучие плечи и отправится с ней к царю


Эврисфею.


А вот борется с критским быком, наводившим ужас на всю округу

Марафона, поставлявшего кровавому чудовищу жертвы, Тесей. Уже

упал на колени грозный бык, и прижимает его к земле герой. Не


зоб


^ 100 ВЕЛИКИХ МУЗЕЕВ


сбудутся коварные планы Медеи, рассчитывавшей, что погибнет он в

единоборстве с чудовищем.


На другом сосуде мы видим богиню мудрости Афину, покровительницу Древней Аттики и ее главного города. Богиня сидит, одетая

в длинный хитон, в левой руке она держит шлем, правой опирается на

круглый узорчатый щит. Спокойно и величаво ее лицо, внимательно

и испытующе смотрят глаза. Рядом с ней Парис во фригийском

одеянии — в коротком хитоне и длинных чулках. В левой руке он

держит скипетр, правая немного поднята. Складывается впечатление,

будто он что-то объясняет.


Еще один персонаж участвует в этой сцене — сидящая на троне

богиня Гера. А неподалеку от нее мастер изваял во весь рост прелестную

Афродиту — богиню любви. Перед нами явно изображен знаменитый

суд Париса.


А на поверхности золотого фиала были нанесены четыре концентрических круга. Первый из них был самым маленьким, его обрамля- "|

ют 24 рельефных изображения желудей. Затем следуют три круга

миниатюрных рельефов голов негров с веселыми улыбками и лукавыми глазами...


По красоте и богатству, по изяществу отделки деталей найденный

клад просто уникален. Он является одним из редчайших памятников |

эллинистического искусства и жемчужиной Пловдивского музея.


^ ВЕНСКИЙ МУЗЕЙ ИСТОРИИ ИСКУССТВА


П. Брейгель.


Крестьянский


танец


Как целостный музейный комплекс, Музей истории искусства в

Вене сложился только к концу XIX века и был открыт в 1891 году. С

этого момента все императорские собрания и коллекции перешли в

ведение министерства культуры Австрии и стали собственностью государства.


Для венского Музея истории искусства, по проектам архитекторов

Г. Земпера и К. Хазенауэра, было специально сооружено великолепное здание. Сейчас в основном здании размещены египетские и восточные древности, произведения античного искусства, а также ценнейший Нумизматический кабинет с богатыми коллекциями монет и

медалей. Сначала в этом же здании находились коллекции старинного

оружия и музыкальных инструментов, но позже они были переведены

в Ховбург — бывший императорский дворец.


Во владение австрийского дома Габсбургов входило множество

предметов из драгоценных металлов, украшения, ювелирные изделия,

шпалеры, церковная утварь, коронационные облачения, сосуды из

золота и горного хрусталя, богатейшая коллекция часов. Все эти сокровища копились на протяжении многих столетий и впоследствии по

праву составили славу императорской коллекции Габсбургов.


История этого Музея, собрания которого состоят из разнообразных и уникальнейших коллекций, в первую очередь связана с австрийской ветвью императорской династии Габсбургов. Художествен

308


^ 100 ВЕЛИКИХ МУЗЕЕВ


ные коллекции многих музеев Вены обязаны их вкусам и пристрастиям. Габсбурги были не только просвещенные монархи и весьма утонченные ценители искусства, но и довольно щедрые меценаты. Заботясь о престиже своего императорского двора, они усердно пополняли

собственные картинные галереи бесценными шедеврами живописи, а

также собрания ювелирных изделий, оружия и древностей. Для работы в своих дворцах они приглашали самых известных художников и

скульпторов.


У истоков венского Музея стоял эрцгерцог Фердинанд Тирольский

(1529—1595). Значительный вклад в умножение сокровищ, которые

потом составили гордость Музея истории искусства, принадлежит

племяннику эрцгерцога — Рудольфу II, который вообще стоял несколько особо в династическом роде Габсбургов. Столицу своей империи он перенес в Прагу, и здесь в его резиденции сложилась та

необычная и богатейшая коллекция произведений прикладного искусства и скульптуры, которая стала одной из лучших в Европе того

времени.


В 1576 году Рудольф II стал императором Священной Римской

империи. Он прославил свое имя покровительством искусствам, и сам

любил рисовать, а также полировать драгоценные камни, придавая им

желаемую форму. В многочисленных мастерских его дворца лучшие

мастера вырезали для него камеи из агата и других камней, а также

вставляли драгоценные камни в прекрасные оправы из золота и серебра. Может быть, увлечение императора гранильным делом и вызвало

у него желание сделать себе новую императорскую корону.


Корона Рудольфа II изготовлена в самом начале XVII века в форме

диадемы, украшенной драгоценными камнями, а пространство между

ними было заполнено жемчугом. Диадему венчают восемь геральдических лилий, покрытых драгоценными камнями и жемчугом, в каждую лилию сверху вставлена крупная жемчужина. Возвышающиеся

над венцом пластины наклонены к центру, что делает ее похожей на

епископскую митру.


На этих пластинах запечатлены некоторые сцены из весьма эксцентричной жизни самого императора, например, его прогулки по

саду с львом по кличке Оттакар, которого он воспитывал с самого

рождения.


В Музее истории искусства находится и корона XVII века, принадлежавшая одному из соперников императора Рудольфа — правителю

Трансильвании. Эта замечательная корона увенчана крупным изумрудом и украшена 188 драгоценными камнями и 214 жемчужинами.


^ ВЕНСКИЙ МУЗЕЙ ИСТОРИИ ИСКУССТВА 309


Много внимания уделял Рудольф II и своей картинной галерее. Он

вырос при испанском дворе, обладавшем блестящим собранием произведений искусства, в первую очередь шедеврами Тициана. Здесь у

Рудольфа II и выработался свой художественный вкус, который впоследствии позволил ему безошибочно приобретать полотна А. Дюрера,

Питера Брейгеля Старшего, Корреджо, итальянских маньеристов —

все, что потом составило славу венского Музея.


В императорской сокровищнице хранились ювелирные украшения

работы лучших мастеров, короны, камеи, драгоценные реликвии, всевозможные астрономические приборы. Им не было цены, но в конце

Тридцатилетней войны (1618—1648) часть коллекции, а также Картинная галерея были разграблены шведскими солдатами королевы

Христины. Из Праги вывезли 570 произведений искусства, принадлежавших Рудольфу II.


Его преемник, император Матвей I, снова перенес столицу в Вену,

куда потом была переведена и большая часть художественных ценностей из собраний Рудольфа II. Следующие правители Габсбургской

династии свою бурную деятельность во многом направляли на пополнение Картинной галереи. Например, при Марии-Терезии наиболее

ценные произведения искусства были собраны из всех дворцов и

замков, ей принадлежавших.


Пополнение императорского собрания шло и за счет даров, а также

путем частичного обмена. Так, очаровательный «Портрет инфанты

Марии-Терезии» и «Портрет инфанта Филиппа Проспера» кисти Веласкеса оказались в Вене потому, что испанские Габсбурги поддерживали тесную связь с австрийским двором. Стремясь еще больше упрочить союз двух Держав, они нередко заключали династические браки.

В качестве свадебных подарков в австрийское собрание и поступили

полотна великого Веласкеса.


В XVIII веке императорское собрание стало пополняться еще одним способом. Император Франц II обменялся со своим братом

эрцгерцогом Фердинандом (правителем Тосканы) и получил из флорентийской Галереи Уффици ряд полотен живописцев итальянской

школы. В XIX веке такой обмен состоялся с Прагой, откуда тоже были

привезены ценнейшие произведения искусства.


Однако как во время Тридцатилетней войны, так и в эпоху наполеоновского нашествия Музею был нанесен колоссальный ущерб. В

1809 году 436 картин в качестве военных трофеев были отправлены в

Лувр. К счастью для Австрии, через шесть лет почти все они опять

возвратились в Вену.


^ 310 100 ВЕЛИКИХ МУЗЕЕВ


Основу Картинной галереи Музея составляют произведения старых мастеров Особая гордость принадлежит разделу нидерландской

живописи XV—XVII веков, который отражает творчество практически

всех представителей этой школы Главная часть данного раздела —

крупнейшее в мире собрание картин Питера Брейгеля Старшего В

него входят 15 его лучших работ, выставленных в отдельном зале

«Битва Масленицы и Поста», «Игры детей», «Несение креста», «Избиение младенцев в Вифлееме» Эти жанровые композиции дают аллегорическое истолкование всей человеческой жизни


В венском Музее Рубенс представлен 36 своими полотнами, которые дают представление о всех этапах творчества великого фламандца

Здесь выставлена монументальная алтарная картина «Алтарь святого

Ильдефонсо» — настоящий апофеоз чувств, во всей мощи развернутый гениальным Рубенсом Среди картин утонченного Ван Дейка

выделяется «Портрет принца Рупрехта фон Пфальца» — образ юного,

романтического аристократа


Картинная галерея разместилась на втором и третьем этажах Венского музея истории искусства Большую роль в формировании и

изучении венского собрания живописи сыграли искусствоведы Густав

Глюк и Людвиг фон Бальдас Их приобретения, а также некоторые

частные пожертвования заполнили существовавшие ранее пробелы в

венском собрании После того как были приобретены полотна голландских и французских мастеров, а также мастеров готики и Дунайской

школы, музейная коллекция живописи получила свое завершение И

теперь живописные произведения мастеров XVI—XVIII столетий составляют лучшую часть всего музейного собрания


В Венском музее выставлено и мозаичное панно одной из стен

церкви святого Виталия в Ровенне На нем запечатлены император

Юстиниан и императрица Феодора с их свитой Портрет императрицы

вырезан из слоновой кости, в резьбе по которой византийские мастера

достигли высочайшего уровня


Императрицу Феод ору украшают роскошные ювелирные изделия,

в частности, удлиненные серьги с несколькими подвесками — типичное для той эпохи украшение В руках императрица держит державу

и скипетр Она восседает на троне, установленном в нише и покрытом

балдахином, который венчают орлы с цепями в клювах


^ ТУНИССКИЙ МУЗЕЙ БАРДО


Музей Бардо

Гротескная маска


Пятьдесят тысяч пеших воинов, девять тысяч всадников, 37 боевых слонов Во главе этой огромной армии карфагенский полководец Ганнибал прошел по землям современных Италии, Испании,

Франции Перевалив через Пиренеи и Альпы, повсюду сея страх и

оставляя за собой пепелища, он в конце пути встал лагерем почти у

самых ворот Вечного города Такого Рим не забывал и не прощал

«Карфаген должен быть разрушен'» — повторял в конце каждого

своего выступления в римском сенате Марк Порций Катон


И Карфаген был разрушен Как ни отчаянно сопротивлялись жители города, они не смогли преградить путь римским легионам Город

был взят штурмом, отдан на разграбление, а потом снесен с лица

земли Тяжелые римские плуги вспахали то, что осталось от его улиц

и площадей В землю была брошена соль, чтобы не плодоносили

больше карфагенские поля и сады Рассказывают, что Сципион Эмилиан, чьи войска взяли приступом город, плакал, глядя на то, как

гибнет Карфаген — столица знаменитой и древней державы


Победители забрали золото, серебро, драгоценности, изделия из

слоновой кости, ковры — все, что накапливалось веками в святилищах, храмах, дворцах, домах Погибли почти все пунические книги и

хроники Знаменитую библиотеку Карфагена римляне передали своим союзникам — нумидийским князьям С тех пор она исчезла бес

^ 312 100 ВЕЛИКИХ МУЗЕЕВ


следно. Сохранился лишь трактат карфагенянина Магона по сельскому хозяйству.


Но величественный город не исчез бесследно, хотя сейчас на его

месте — тихий пригород Туниса. Начиная с 1953 года здесь в течение

десяти лет велись раскопки, и выяснилось, что под слоем золы от

пожара 146 года до н. э. сохранился целый квартал старого Карфагена.


Многочисленные иностранцы во время своих посещений Туниса

обязательно соприкасаются со многими шедеврами искусства, оставленными на этой древней земле различными цивилизациями. Более

ста лет ценнейшие археологические находки по крупицам собирались

в тунисском музее Бардо. В них, как в зеркале, отразилась социальная,

экономическая и культурная жизнь, искусство и верования римлян,

греков, турок, арабов, берберов.


Величественный загородный дворец был возведен для тунисских

беев еще в XIV веке, а его нынешнее здание, в котором разместился

Музей, построено в 1882 году. Найти Музей в столице Туниса не

представляет никакой сложности: указатели с надписью «Бардо» встречаются повсюду.


Ощущение торжественности и в то же время таинственности возникает у посетителей уже при входе на живописную территорию

Музея. Оно нисколько не исчезает при виде будничных сценок: здесь

под высокими пальмами шумно перекликаются торговцы сувенирами, на лужайке чуть поодаль гоняют мяч мальчишки...


Торжественное открытие музея Бардо состоялось в 1888 году, и

теперь это самый крупный археологический музей в Северной Африке. Его экспонаты выставлены в 35 залах, и даже беглое знакомство с

ними потребует не один час. В уникальных экспонатах Музея отражены доисторический, пунический, классический, христианский и арабо-мусульманский периоды в истории Туниса.


В коллекциях Музея представлены терракотовые, бронзовые и

мраморные статуэтки; маски, передающие самые различные оттенки

душевного состояния людей. Экспонаты собраны во всех уголках

тунисской земли, и по ним можно прочитать стремление народа пронести сквозь века величие и красоту своего духа.


Гордостью музея Бардо является богатейшая в мире коллекция

римской мозаики. В ней представлены удивительные по красоте напольные и настенные мозаичные картины на сюжеты римской и

греческой мифологии (например, «Похищение Европы Юпитером»,

«Триумф Нептуна» и многие другие). Представлены на них и сцены

из будничной жизни охотников, крестьян и рыбаков. Очень многое


^ ТУНИССКИЙ МУЗЕЙ БАРДО 313


сумели выразить древние мастера с помощью разноцветных кусочков

оникса, агата, яшмы и других камней.


В Арабо-мусульманском зале расположился бассейн из белого мрамора, обнесенный украшенной фаянсом колоннадой. На стенах этого

Зала висят изысканные гравюры, запечатлевшие разные моменты в

истории Туниса. В основном же в Арабо-мусульманском зале выставлены предметы декоративно-прикладного искусства: керамические,

медные, стеклянные, гончарные и бронзовые изделия XI—XVI веков,

золотые и серебряные украшения, музыкальные инструменты и инкрустированная мебель, ковры и оружие, вышивка и кружева.


Вот, например, перед посетителями выставлена одна примечательная коллекция. Примерно в 81 году до н.э. греческое судно, груженное

сокровищами, попало в шторм и затонуло в пяти километрах от

берега, где располагался тунисский портовый город Махдия. Со временем деревянное судно сгнило, а ценности долго покоились на

40-метровой глубине моря.


В 1907 году их обнаружил один местный рыбак. Делались неоднократные попытки поднять сокровища, но только через восемь лет они

увенчались успехом. Ученые считают, что эти богатства могли принадлежать какому-нибудь греческому богачу или нумидийскому принцу

из Северной Африки. Теперь эти бесценные изделия из золота, бронзовые и мраморные изваяния, древнее оружие, почти не подвергшиеся разрушению, выставлены в залах музея Бардо.


Представления об изобразительном искусстве Карфагена посетитель может получить, основываясь на выставленных в Музее экспонатах раскопок, которые проводились в некрополях, опоясывавших

город. Археологи нашли саркофаги, статуэтки, ювелирные изделия,

керамику, разнообразные предметы из металла и цветного стекла.

Кроме того, в погребениях часто встречались художественные изделия, привезенные из Египта, Греции и Этрурии. Эти изделия ценились очень высоко, и местные мастера стремились им подражать.


В древнейших погребениях Карфагена были обнаружены и глиняные маски VII—V веков до н. э. Карфагеняне не клали маски на

лица усопших, как это делалось в Египте или Микенах. Многие из

них для этого слишком малы, да и назначение у них было иное. В

науке эти маски вызывали самые разнообразные толкования, но

сейчас принято считать, что некоторые из них предназначались для

устрашения злых духов, маски-протомы охраняли покой умерших,

Другие использовались во время ритуальных плясок и жертвоприношений.


^ 314 100 ВЕЛИКИХ МУЗЕЕ1


Среди «гримасничающих» изображений в музее Бардо есть одно,)

по-видимому, самое древнее Ученые условно назвали его «негроид-|

ным». Эта маска кажется крупной и массивной, даже монументаль-1

ной, хотя по размеру она совсем невелика — всего 19 сантиметров На|

ней четко обозначены выступающие скулы, запавшая переносица,!

широкий перебитый нос, виски и щеки. Поперек лба на этой маске

расположены налепы в виде концентрических кругов, центральный из

которых вписан в финикийский полумесяц. Несмотря на преувеличенно уродливые, как бы смещенные черты лица, выражение маски с

широко расставленными глазами и открытым, перекошенным ртом

кажется не устрашающим, а скорее беспомощным.


Представлены в масках и женские образы. Например, в музее

Бардо выделяется одна такая маска (VI век до н э.), которая была

открыта на холме Дуимес. Некоторые ученые называют ее изображением пунической богини Танит В 1923—1929 годах эта маска воспроизводилась на почтовой марке Туниса, так как среди других глиняных

слепков она — «самая живая»


И действительно, черты лица, преувеличенные и несоразмерные,

приведены на ней в ритмическое единство. Кое-где сохранились следы голубой и красной раскраски. Тонкий и чистый овал лица, длинные глаза, дуги бровей, переходящие в линию носа с кольцом в левой

ноздре, узкий подбородок с маленькой треугольной выемкой — все

как бы очерчивается одной линией. Улыбка придает лицу мягкое,

застенчивое выражение Но если повернуть маску на три четвер! и,

усиливаются угловатость и резкость черт: выступают массивный нос,

крупные уши, и богиня кажется «дурнушкой». Если рассматривать

маску в профиль, то все опять приходит в равновесие: создается

строгое, даже изысканное лицо зрелой женщины. Таким образом,

характерное для архаической скульптуры несоответствие фаса и профиля вносит присущие маске черты изменчивости, иллюзорности,

многозначности.


^ КОПТСКИЙ МУЗЕЙ В КАИРЕ


Коптские кресты


О красоте и своеобразии культурных памятников Египта, которыми он славился еще в глубокой древности, написано немало Но,

кроме поражающих воображение пирамид, статуй и храмов, в долине

Нила есть много сооружений, которые, может быть, кажутся более

скромными Их строителями были копты — египтяне, исповедовавшие христианство Слово «копт» происходит от слова «Айгюптос» —

греческого названия Египта


Копты — христиане особые Первым христианским монахом-отшельником был Антоний, который жил сначала в пещере неподалеку

от Бени-Суэйфа, на берегу Нила Двадцать лет провел он в полном

одиночестве, лишь дважды в год отшельнику приносили съестные

припасы


Со временем о нем пошла молва, и к его пещере стали стекаться

люди Тогда Антоний перебрался на другой берег Нила, подальше от

человеческого жилья Но и здесь от гостей не было отбоя Отшельниканахорет был не только искусным проповедником, но и занимался

врачеванием народ из ближайших селений шел к нему за исцелением

духовным и физическим Некоторые из пришедших захотели поселиться рядом с ним Антоний не возражал Так, к началу IV века

сложилась первая христианская монашеская община


Среди арабской части населения копты представляли не очень

влиятельную группу. Члены ее жили замкнутым обществом и часто

подвергались всевозможным ограничениям Коптские монахи обяза


^ 316 100 ВЕЛИКИХ МУЗЕЕВ


ны были носить особый знак (черные шапочки с четырьмя желтыми

крестами), их одежда {как вообще вся одежда коптов) должна была

отличаться от мусульманской, ездить верхом им разрешалось только

на ослах и мулах.


Христианские храмы коптов разрушались, а сами они зачастую

насильственно обращались в мусульманство. Это неизбежно порождало вражду, которая длилась столетиями, превращаясь иногда в кровавые и оскорбительные для обеих сторон столкновения. Постоянная

опасность репрессий со стороны арабов заставила коптов строить свои

монастыри и храмы в отдаленных и неприступных местностях. Используя инженерные знания своих предков, они придавали им вид

угрюмых крепостей.


Когда мир начал интересоваться античностью, возник интерес и

к наследию коптов, но сначала к нему обратились лингвисты. Язык

коптов — наследник древнеегипетского, на нем говорили жители

долины Нила в первые века христианства. В 1636 году иезуит Атанасий Кирхер опубликовал исследование о коптском языке, на котором в то время говорили еще в некоторых деревнях Верхнего Египта,

а в 1644 году он издал коптско-арабский словарь.


О самобытной архитектуре коптов заговорили значительно позднее, почти до конца XIX века археологи и египтологи не занимались

христианским Египтом. Никто даже не помышлял о том, чтобы собрать и сохранить памятники коптского искусства. Даже знаменитый

Шампольон, расшифровавший египетские иероглифы, во время раскопок в Луксоре, обнаружив великолепную коптскую церковь, не

обратил на нее никакого внимания. Он даже не посчитал нужным

упомянуть о ней в своем докладе Департаменту древностей.


Но в 1881 году директором Департамента древностей становится

Гастон Масперо, и именно ему человечество обязано тем, что хоть


2753824676112053.html
2753946217051073.html
2754095607225446.html
2754154303500420.html
2754271721154319.html